"Мы сами сделали из государства фетиш": уволенный за митинг ростовский учитель идет в Госдуму
История перспективного молодого педагога Александра Рябчука, которого уволили из двух школ за участие в протесте
Учитель истории Александр Рябчук из Ростова-на-Дону сам попал в историю после того, как пошел на уличные акции в январе этого года. Перспективного педагога ждали задержание, обыск, административный арест, увольнение из двух школ.
Практика по истории
Александр Рябчук с 2010 года вел в школе историю, обществознание, право, экономику. Карьера молодого педагога шла в гору – в 2014 году он победил в учительском конкурсе в Батайске, стал лауреатом в областном конкурсе, после чего его заметили и предложили работу в лицее Ростова-на-Дону. В прошлом году батайский историк стал учителем года еще и в Ростове-на-Дону. Ездил на учительские конференции, давал мастер-классы, его открытые уроки вышли на ютубе при участии издательства «Просвещение».
– Больше всего нравилось работать с ребятами, – рассказывает сам Александр «Собеседнику». – Бумажки и отчетность, конечно, нравились меньше...
До 2021 года молодой педагог в уличных мероприятиях участвовал только 1 раз – в акции «Он вам не Димон», хотя политикой всегда интересовался, как говорит, профессионально.
– Общественно-политическая жизнь страны – это то, что я как раз преподаю, странно было бы быть от нее в стороне, – замечает учитель. – Особенно в последнее время, когда жизнь стала все больше расходиться с тем, что написано в учебниках про принципы демократии, сменяемость власти, независимость СМИ.
23 января Рябчук вышел на акцию, после которой оказался в автозаке.
– К женщине, которая стояла рядом со мной, подошел сотрудник полиции и спросил документы. Я поинтересовался, а представился ли он сам, – излагает Александр. – После этого ко мне подошел уже другой сотрудник, попросил документы у меня и предложил подписать предупреждение о недопустимости нарушения общественного порядка и экстремистской деятельности. Я отказался что-либо подписывать, после чего меня отвели в автозак. Там выяснили, где я работаю.
«Мне сказали, я ставлю крест на своей карьере»
Из автозака Александра отпустили домой, но уже утром в понедельник его вызвала к себе директор школы, попросила удалить из соцсетей видео об акции и обвинила в негативном влиянии на школьников.
– На самом деле я своих учеников, наоборот, предупреждал, что выход на акции может иметь для них негативные последствия, – возражает историк, – и что несовершеннолетние не должны участвовать в таких мероприятиях – это дело взрослых. И кстати, самих учеников в дни акции увозили подальше на разные мероприятия – моих, например, отправили в театр на спектакль.
Александру в тот же день предложили выбор: уволиться по собственному желанию или ждать, когда найдут повод уволить по статье. Параллельно педагога попросили и из частной школы, где он планировал взять подработку.
– Мне так прямо и сказали, что им звонили влиятельные люди, – передает Рябчук. – Ну и что я ставлю крест на своей карьере и достижениях...
«Маме обещали, что я вернусь домой»
После митингов спокойная учительская жизнь превратилась в триллер. 3 февраля полицейские пришли с обыском по месту прописки Александра, где в настоящее время живет его бывшая жена.
4 февраля сотрудники провели обыск у матери педагога, у которой он сейчас живет. В тексте постановления было указано, что поводом стало уголовное дело против студента колледжа информатики, который разместил в «ВКонтакте» призывы к насильственным действиям по свержению власти.
– Я у него не преподавал и с ним не знаком, – удивляется историк. – И я вообще не зарегистрирован в «ВКонтакте». Позже я узнал, что по этому уголовному делу проводили обыски у всех, кого задержали на акциях 23 и 31 января. Просто использовали как повод. У меня изъяли макбук, телефон, листки, на которых я писал план развития своего ютуб-канала, фотографировали мою одежду – видимо, для примет на будущее. Прямо с обыска меня повезли в Следственный комитет. А когда я попросил маму собрать мне вещи на случай, если не вернусь, они посмеялись, что я театр устраиваю и у меня актерские способности. Но на самом деле после СК меня доставили в отдел полиции, составили два протокола об административном правонарушении, по которым суд сразу приговорил меня к 5 суткам административного ареста. Хорошо, что я их в самом начале не послушал и все-таки взял с собой вещи. А маме обещали, что в этот день я вернусь домой...
- Сходил на митинг – потерял работу (Sobesednik.ru собрал истории россиян, которые были уволены после акций 23 января)
Дума о будущем
Сейчас Александр – самозанятый репетитор, преподает частным образом, готовит учеников к ЕГЭ. Но и политику не забросил – наоборот, решил пойти дальше: избираться в Государственную думу.
– Я веду переговоры с ростовским отделением партии «Яблоко», так как она выступает за либерально-демократические ценности и осуждает империалистическую внешнюю политику. Уже есть команда, с которой готовимся к выборам, – делится планами Александр. – Поддерживают бывшие ученики. Ну а родные и друзья говорят, что так и думали, что рано или поздно этим закончится – еще когда я учился в университете, у меня был ник, в котором между именем и фамилией стояло «За правду».
Политическую программу учителя и кандидата Александра Рябчука сформировала жизнь.
– Мне кажется, главная проблема, что люди в нашей стране много полагаются на государство и в итоге сделали из него фетиш, – излагает кандидат свою будущую платформу. – Патерналистский менталитет, когда от кого-то ждут решения проблем, идет во вред. Даже мой собственный опыт показывает, что сами люди, если государство не будет им мешать, могут добиться большего, чем ожидая подачек от кого бы то ни было. Я как репетитор не завишу ни от администрации школы, ни от того, что кто-то позвонит и скажет меня уволить. Сейчас я завишу только от себя и своей компетенции учителя. Если ученику и родителям нравится – они платят мне как репетитору. В государственном масштабе нам нужна открытость – чтобы люди видели, куда идут бюджетные средства, также требуется уменьшение налогов, независимое самоуправление. Мой любимый пример: налоги в цене бензина составляют до 70%, а где идеальные дороги на эти средства? Без них топливо стоило бы не 50, а 17 рублей. Уровень жизни падает, цены растут, их пытаются сдерживать госрегулированием, но это только ухудшает ситуацию. Моя позиция: гражданское общество должно быть сильнее, а государству, наоборот, пора ослабить хватку. Вот я и решил идти в Госдуму, чтобы добиваться этого законными способами, и тогда это позволит постепенно менять жизнь в нашей стране к лучшему.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2021 под заголовком «Урок непослушания».