"Ковид – биооружие ЦРУ, вакцина – зло": ложным страхам россиян нашли объяснение

Почему люди верят в заговор американцев и при этом боятся собственной прививки, мы обсудили с социологом Львом Гудковым

Фото: Лев Гудков // стоп-кадр: YouTube

По свежему опросу «Левада-Центра» (организация признана иноагентом) практически треть россиян считает, что вирус COVID-19 — это человеческое изобретение и биологическое оружие. Странно, что ковидо-паника не уходит и через год пандемии и теория заговора относительно происхождения вируса все так же владеет умами населения.

О деталях этого опроса мы поговорили с главой «Левады» Львом Гудковым.

– Это наш обычный регулярный опрос, репрезентативный для всего населения, — пояснил Лев Дмитриевич. — Он проводится в 49 регионах России. Опрашиваются люди старше 18 лет. Данные этого опроса про коронавирус показывают, что в России сохраняются очень сильные антизападные настроения. Благодаря пропаганде, в первую очередь.

– Вы хотите сказать, россияне считают, что коронавирус — это именно западное изобретение? Чтобы нас потравить?

– Конечно! Якобы западное. Якобы с целью нам навредить. В этом смысле картина очень похожа на ту, что была перед Олимпиадой в 1980 году, когда появились первые сведения о СПИДе. Сценарий повторяется один-в-один. Те же стереотипы, те же клише: мол, это новое биологическое оружие, изобретённое ЦРУ. Сейчас воспроизводятся именно те, советские, пласты сознания.

В гораздо меньшей степени этими клише захвачены молодые люди, которые с недоверием относятся к такого рода информации, потому что 90% молодёжи сидит в интернете и соцсетях и в меньшей степени облучается телевизионной пропагандой.

Но люди старшего поколения (и прежде всего в провинции), за неимением достаточной информации и испытывая сильное недоверие к государству, легко воспроизводят эти старые фобии. Об этом косвенно говорит тот факт, что 60% россиян не хотят прививаться. Объясняя это по-разному: «нет нужды», «вакцина не проверена» — но значительная часть отказов объясняется именно недоверием.

– Но это же никак не стыкуется. С одной стороны, наши люди считают, что коронавирус — это коварное изобретение «наших западных партнеров», алчущих России. А с другой — они не хотят прививаться нашей родной российской вакциной. Как это может уживаться в одной отдельно взятой голове?

– Недоверие подобного рода всегда носит диффузный характер. Оно не требует аргументации. Это штука всеохватная. Тут одна маленькая поправка: большое количество людей полагают, что этот коронавирус — изобретение китайских спецслужб, но перехваченное, конечно, западными спецслужбами.

– С какими эмоциями люди отвечают на эти вопросы? Заинтересовано, агрессивно или пытаются отбояриться и уйти?

– Имеются все эти настроения. Многим вопросы кажутся и провокационными, и отвлеченными. Это обычная вещь. Молодые и более образованные люди с большей охотой идут на контакт с интервьюером и легче отвечают, а люди менее образованные и пожилые чаще зажимаются, опасаются сказать «что-то не то».

Агрессии почти нет, потому что «заговорщицкая» версия — это скорее рутинное представление, когда люди не могут обосновать свою точку зрения, а на вопрос об источнике своих сведений отвечают: «Ну, об этом все знают».

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика