Очередь из катафалков и землекопы в ОЗК: Как провожают в последний путь с COVID
29 мая в России было зафиксировано рекордное число смертей от коронавируса. Как поступают с телами жертв страшной болезни?
29 мая в России было зафиксировано рекордное число смертей от коронавируса. За сутки умерли 232 человека с COVID-19. Впервые это скорбное число превысило 200 человек. Как поступают с телами жертв страшной болезни?
Долгое ожидание в морге
Наглядно рост этого показателя виден на территории инфекционной больницы в Коммунарке – главного стационара России для лечения коронавируса. Иногда сюда привозят тела умерших для повторного вскрытия. Из-за этого время ожидания для родственников только увеличивается.
Дмитрий Сысоев похоронил тестя 21 мая. По его словам, перед моргом Коммунарки постоянно образуется пробка.
«Тесть, умерший от коронавируса, "ждал" очереди на вскрытие 9 дней в этом морге, – пишет Дмитрий в фейсбуке. – Там масса и бюрократических дел: оформление умершего и, собственно, получение тела в день похорон.
Подъезд к моргу забит ритуальными машинами. Родственники, которые приезжают за телами, нередко попадают под штрафы».
«Въезд (вход) в больницу – это КПП 1, – продолжает Дмитрий. – Въезд в морг – это КПП 2. У морга самой новой, самой современной больницы практически нет полноценной парковки, а приезжает за гробами множество людей».
Если раньше родственники могли отказаться от вскрытия, то во время пандемии эта процедура стала обязательной.
Услуги в пакете
Организацию похорон полностью берет на себя ритуальное агентство – гроб можно выбрать на специальном сайте. Если же человек умирает от COVID-19, его похороны проходят совсем по другому сценарию. В этом случае тело в морге заворачивают в два пластиковых пакета с хлором, кладут в гроб и закрывают. Вскрывать его, даже для того, чтобы удостовериться в том, что тела не перепутали, – строжайше запрещено. Для того чтобы этого избежать, к гробу часто крепят фотографию покойного.
– Сейчас, во время пандемии, одна вещь принципиально изменилась, – поясняет председатель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев. – Теперь необходимо сохранять все копии медицинских свидетельств о смерти с причинами. От этого зависит то, как будет организована система погребения. Если везут того, кто скончался от COVID, землекопы должны надеть ОЗК. Такая команда спущена сверху, ее исполняют.
Полицейские наготове
Бутовское кладбище – одно из трех, на которых москвичу может быть выделен бесплатный участок. Но и они для обычных посетителей стали во время вспышки коронавируса запретной зоной. Даже если дело касается смерти без диагноза COVID-19.
Пока работники кладбища в масках и перчатках копают новую могилу, мужчина с маленькой девочкой смотрят на процесс снаружи территории, переговариваясь с женщиной через решетку забора – их на церемонию не пропустили. Пройти можно только на оформление услуг по захоронению. И то близким родственникам до 10 человек.
Попасть на кладбище через главный вход могут и те, кто явился для оформления ритуальных процедур. Но в этом случае надо иметь при себе гербовый документ – свидетельство о смерти, полученное в загсе или МФЦ. Для остальных – ворота на замке, а вход через калитку обернут в несколько слоев красно-белой лентой. Нарушение новых правил поведения на кладбищах грозит попаданием в неприятную историю: «В случае выявления таких посетителей передавать их сотрудникам правоохранительных органов. Не допускать при этом грубости, морального давления и физической силы. Действия работников охраны должны исключить возможные последующие жалобы граждан», – написано в памятке для работников кладбища возле будки охранника. Полицейские не заставят себя долго ждать – в 800 метрах от входа в некрополь дежурят две машины с мигалками.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2020 под заголовком «Похороны за забором».