"Сеть" может вытащить "Новое величие". Пять вопросов о резонансном деле

Sobesednik.ru отвечает на вопрос о том, как дело «Сети» может сказаться на приговоре фигурантам дела «Нового величия»

Фото: Акции в поддержку членов «Сети» проходят по всей России // фото: Александр Щербак / ТАСС

На прошлой неделе обвинение должно было запросить сроки для фигурантов организации «Новое величие», созданной при участии ФСБ. Однако заседание не состоялось из-за скоропостижной болезни судьи. Родственники и защитники обвиняемых считают, что силовиков напугал общественный резонанс, вызванный приговором по делу «Сети» (запрещенной в России организации): власть боится рецидива недовольства.

Напомним: семь участников «Сети» уже получили от 6 до 18 лет лишения свободы (в общей сложности 86 лет), хотя в их деле нет ни потерпевших, ни причиненного ущерба. Обвинение в организации террористического сообщества было построено на признании самих осужденных. Но те заявляют, что признались в несовершённых преступлениях под пытками. Давайте разберемся.

1. Что такое «Сеть»?

По версии следствия, ячейки «Сети» функционировали в Москве, Пензе, Петербурге и Белоруссии. Сообщества якобы назывались «Марсово поле», «Иордан», «Восход» и «5.11». Фигуранты дела говорят, что так назывались их страйкбольные команды.

– Дело «Сети» – это вымысел силовых структур, – считает адвокат фигуранта дела Дмитрия Пчелинцева Оксана Маркеева. – Там вообще проблематично говорить о какой-либо организации. Потому что все фигуранты – ребята из антиавторитарной среды, которая не предполагает какой-либо организованности. Это простые социально активные молодые люди, которые ведут здоровый образ жизни, спортсмены. А у правоохранительных органов есть статистика раскрываемости преступлений. И есть простые человеческие амбиции, позволяющие рассчитывать на карьерный рост, премии, новые звания и т.д. А если преступлений нет, то надо их придумать.

2. Доказана ли вина фигурантов?

– Защита представила объективные доказательства абсолютной невиновности ребят, – уверена Оксана Маркеева. – В судебном заседании мы обнародовали факт, что файлы на компьютере, которые якобы приписываются ребятам – так называемый «Свод "Сети"», – по метаданным были изменены, когда ребята уже находились под арестом. А какая эквилибристика была с вещдоками: описан один ноутбук, а вскрывается упаковка – там другой. У Шакурского на ноутбуке не нашли некоторые файлы, которые ему вменяются. У Сагынбаева жесткий диск, на котором якобы что-то находилось, вообще не открылся. Все вещдоки хранились в ФСБ. Даже свидетели обвинения в суде говорили: к ним тоже применялись сила и психологическое давление. Та же Диана Рожина что-то пыталась подтвердить, но тут же заявляла: я эти слова не говорила. Спрашиваем: почему так записали? «А они мне сказали, что так юридически верно». Потом Диана вышла в коридор и долго-долго плакала.

3. Были ли пытки?

В феврале 2018 года фигурант дела Виктор Филинков рассказал о пятичасовом истязании, а члены ОНК зафиксировали на его теле гематомы и множественные следы от электрошокера.

– Следствие запросило записи с камер видеонаблюдения в СИЗО, но СИЗО проигнорировало их требования, и следователей это устроило, – рассказывает адвокат Эльдар Гароз.

– Дмитрия Пчелинцева задержали 27 октября 2017 года, – рассказывает Оксана Маркеева. – Избивали, пытали током, тем самым ломая его психику и сопротивление. Дмитрий попытался привлечь внимание к происходящему – совершил попытку суицида. Он надеялся, что хотя бы заметят порезы, когда будут осматривать, и зафиксируют все остальные побои и следы от тока. Никто этого не сделал. Дмитрий говорил о пытках адвокату и супруге Ангелине, да она и видела побои, когда приносила ему одежду на замену окровавленной. Его запугали до такой степени, что он вообще ничего не понимал. Его для пыток переводят в отдельную камеру в пустующем корпусе изолятора. Об этом знают сотрудники СИЗО, но молчат. 8 февраля 2018 года все-таки дал показания, описал все пытки. Но 10 числа его снова пытают. Естественно, 14 февраля на очередном допросе он возвращается к прежним показаниям.

Защита обратилась к лучшему судмедэксперту страны Владимиру Щербакову. Тот заключил, что установить повреждения от электротока возможно и по прошествии длительного времени.

– Мы предложили суду назначить эту экспертизу – суд отказал, мы предложили, чтобы следователи сами назначали такую экспертизу, – рассказывает Эльдар Гароз. – Потому как они с пеной у рта доказывали, что их оболгали фигуранты, а они кристально честные «боевые офицеры». А следователь, проводивший проверку, сказал: я посмотрел на лицо Пчелинцева и ничего там не обнаружил, поэтому отказал в возбуждении дела.

– У Димы расколоты зубы, – говорит Оксана Маркеева. – При пытках током он сжимал их так, что у него практически не осталось живых зубов. У него деструкция стекловидного тела глаза. Он был абсолютно здоровым и работал инструктором по стрельбе в тире. И тут у него зрение уже -2 и продолжает падать.

Адвокат трижды обращалась к Москальковой, но не получила ответа. Ее коллега в Пензенской области Рогова сказала, что не может повлиять на эту ситуацию.

– Но в суде она подтвердила, что, когда  пришла к Дмитрию, он был в таком состоянии: взрослый мужчина сидит и плачет, ссадина на лбу, – рассказывает Маркеева.

4. Что возмутило общественность?

– Благодаря сыну я чувствую себя человеком, способным к борьбе, – говорит мама Дмитрия Пчелинцева Светлана. – Мы не опустим руки, мы будем бороться.

После оглашения приговора с требованием прекратить дело «Сети», отпустить всех фигурантов и расследовать пытки выступили ученые, учителя, студенты и даже мультипликаторы. Под каждым обращением число подписантов в течение нескольких дней перевалило за тысячу. Фигурантам во время концерта посвятил песню Константин Кинчев. Лидеры думских фракций Геннадий Зюганов и Сергей Миронов высказались о неправосудном приговоре. Экоактивист Константин Фокин приковал себя к дверям ФСБ на Лубянке, за что получил трое суток ареста. А рэперы Оксимирон и Слава КПСС умудрились крепко поругаться на почве поддержки осужденных.

– Я бы сказал, что в этом деле возмутительно все, – поделился сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой. – И у меня, и у моих коллег, когда мы следили за процессом, возникала масса вопросов. Почему должным образом не расследуются факты пыток? Почему оказывается давление на свидетелей? Мы не можем оставаться в стороне. Тем более – учителя истории и обществознания. Мы по долгу службы на уроках рассказываем о правах человека и гражданском обществе. Нам не хочется лицемерить и врать в рамках своей профессии. И если мы можем помочь остановить беззаконие, мы должны это сделать.

5. Возможен ли пересмотр приговора?

На прошлой неделе «Медуза» написала, что участники группы виновны если не в терроризме, то в других преступлениях. Если виновны, то пусть за это и отвечают, но не на основе показаний, полученных под пытками. А пока адвокаты всех осужденных фигурантов дела «Сети» подали апелляционные жалобы.

– Особой надежды у меня лично нет, – признается Оксана Маркеева. – Мы надеемся на кассацию и на ЕСПЧ. Но это – годы! Ребята теряют самое важное – то, что им никогда не вернуть: время и здоровье.

Эльдар Гароз оказался более оптимистичным.

– Возможно добиться пересмотра, так как дело получило большую огласку и возмущение в обществе, – надеется он.

Фигуранты «Нового величия» тоже надеются на этот общественный резонанс.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2020 под заголовком «"Сеть" может вытащить "Новое величие"».

Прим. Sobesednik.ru: «Сеть» — организация, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ решением суда.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика