И вот уж не нарядная... Как решить проблему ёлочных "кладбищ"?
После праздников предприниматели в разных городах устроили хаотичные свалки из нераспроданных ёлок вдоль улиц и трасс
Чтобы встретить Новый год, порядка 42% россиян в этом году покупали живую ель. Причем, согласно исследованию «Промрейтинга», больше всего настоящих деревьев установили жители Ростова-на-Дону (41,5%) и Челябинска. Среди москвичей лишь 20,4% нарядили живую ёлку.
Неудивительно поэтому чудовищное зрелище, которое обнаружили после новогодних праздников жители многих городов: предприниматели устроили хаотичные свалки из нераспроданных живых ёлок у станций метро, вдоль трасс и в канавах.
Ёлки? Палки
В первые недели января жители Санкт-Петербурга, Московской области, Челябинска и других городов начали публиковать фотодоказательства стихийных свалок живых елей.
В Петербурге деревья прямо в упаковке-сетке лежали у станции метро «Академическая», где раньше располагался ёлочный базар, а также в районе аэропорта Ржевка и в канаве в Красногвардейском районе.
– У нас дают возможность бесплатно срубить ёлки в специальных местах (например под линиями электропередачи). Или, к примеру, приезжаешь с паспортом в лесхоз, за 5 минут оформляешь договор и едешь рубишь. Последние три года даже денег не берут (раньше это стоило от 15 до 30 руб. в зависимости от высоты ели), – поясняет петербуржец Андрей Горелов.
– Каждый год одно и то же... Жадность торгашей оборачивается бедствием, ликвидация нераспроданных ёлок не заботит никого, – возмущается Наталья. – Раньше у нас были пункты приема елей на переработку. Но с 2019 года экоактивисты, похоже, перестали этим заниматься, теперь лишь консультируют власти. А власти что-то делают?
Алёна Петрова предлагает альтернативный вариант: раз предприниматели не могут отвезти деревья на переработку, то пусть привозят лучше к ней на ферму, чтобы кормить коз:
– Для коз это хорошая добавка, в ёлках много витаминов. При этом молоко не горчит, да и к тому же, поскольку весной козлята должны родиться, мы все равно коз за 2–3 месяца прекращаем доить, – поясняет Алёна.
На самом деле в Санкт-Петербурге уже работает порядка 40 точек приема елей. Собранные новогодние деревья станут доброй подкормкой и подстилкой для животных в РКЦентре «Велес» и конном клубе «Кентаврик».
Еще одно «ёлочное кладбище» обнаружили автомобилисты, проезжающие по Можайскому шоссе Московской области. Власти Подмосковья списывают все на «низкую культуру бизнесменов», а областной Госадмтехнадзор назначил проверку и проводит рейды, чтобы выявить недобросовестных предпринимателей.
Цифра
Более 9 тысяч новогодних елей сдали на утилизацию в Москве за первые 10 дней акции «Ёлочный круговорот», по данным «Мосприроды». За две недели это число достигло уже 22 тысяч, сообщил зам. мэра Москвы Петр Бирюков.
«Увезем после Крещения»
В Москве и Подмосковье вопрос с живыми ёлками решается уже много лет довольно просто: открывают пункты сбора в жилых районах, а потом их вывозят на переработку. Пункты работают начиная с 5 января в столице и с 15 января – в области.
В Тверском районе Москвы пункт приема прячется прямо посреди жилых домов и вопреки ожиданиям выглядит просто как отдельная свалка рядом с мусорными контейнерами, только огороженная металлической сеткой. Нет ни тех, кто принимает дерево, ни тех, кто бы контролировал, чтобы ель была «голая», то есть без мишуры, «дождика» и игрушек.
– А где ваша ёлка? – спросил у меня сотрудник «Конного двора» Терлецкого лесопарка на востоке Москвы, куда тоже можно принести ёлку.
– У меня искусственная дома стоит, – ответила я, объясняя, что пришла посмотреть на пункт сбора.
За металлической решеткой уже лежит гора ёлочек: от одних остались лишь стволы и ветки (иголки, очевидно, осыпались), другие выглядят достаточно свежими. Посчитать, сколько именно деревьев уже приволокли на утилизацию, сложно, на глаз – порядка 20.
В отличие от пунктов приема, расположенных во дворах, сюда можно сдать ель строго по часам: с 8 до 17.
– Мы с 5 января принимаем, пока не вывозили никуда. После Крещения должна машина приехать забрать... Есть целый график вывоза ёлок, – пояснил мне сотрудник «Конного двора».
Всего же в Москве до 1 марта будет работать 379 пунктов приема, которые организованы ГПБУ «Мосприрода».
Куда сдавать?
В Самаре ель нужно вынести на контейнерную площадку, но в контейнер складывать нельзя, а просто оставить рядом. Перевозчики собирают эти ёлки и доставляют к пункту переработки во вторсырье. В Сочи деревья принимают на переработку до 20 января. Во Владимире установили специальные контейнеры для последующего вывоза ёлок. А также ёлку можно сдать прямиком на базу-сортировщик или на измельчитель.
Подобные акции проходят и в других городах: подробную информацию уточняйте в коммунальных службах.
На грунт, гусли и клюшки
После того как люди отнесли ели на пункты сбора, а коммунальщики погрузили их в машины, деревья отправляются на мусоросортировочный комплекс, где попадают в дробилку. Полученная щепа передается переработчикам.
– В этом году у нас не так много ёлок, но кое-что есть: мы изготавливаем из елей щепу, поч-вогрунт, удобрения, топливо, – рассказал «Собеседнику» Валерий Губко – зам. генерального директора «МЖС Групп», специализирующейся на переработке древесных отходов.
Топливные брикеты, которые получаются из бывших елей – один из экологически чистых видов топлива, не имеющий в своем составе выделяющихся при горении вредных веществ.
Впрочем, не все деревья ждет именно такая участь. Так, благодаря новогодним деревьям, собранным в прошлом году, у нескольких детских домов Подмосковья – в Балашихе и Егорьевске – появились игровые городки.
На сувениры расходится и главная ёлка страны: в этом году кремлевскую ель убрали в ночь на 18 января и по традиции отправили на переработку. Что из этого дерева получится в этом году – пока неизвестно. В прошлые годы из нее изготавливали рамки для грамот, памятные значки, хоккейные клюшки и даже гусли. Оставшаяся часть древесины шла на кубы: короба с семенами из шишек ели, которые продают эковолонтеры программы «Детки кремлевской ёлки», чтобы каждый желающий мог посадить дерево сам.
Панде в радость
Еще один приятный способ утилизировать новогоднее дерево – подарить зоопарку. За две недели Московский зоопарк получил более 3250 елей и сосен и объявил об окончании ежегодной акции, которая проводится уже в 8-й раз.
Правда, деревья принимают только у предпринимателей, у частных лиц их не берут: оставшиеся мишура и украшения опасны для зверей. Кроме того, ели могут оказаться обработанными какими-то химическими веществами, а запах и гибкость веток, столь важные для животных, после нахождения в квартире уже не те.
– Наши специалисты тщательно осматривают и при необходимости обрабатывают каждое дерево. Животные получают только те ели и сосны, которые ничем не обработаны и полностью очищены от любых химикатов и грязи, – пояснили в Московском зоопарке.
Часть деревьев уже пошла «в расход»: их отдали на корм и радость овцебыкам, альпака, голубым баранам, азиатским львам, а также африканским животным – слонам, дикдикам, черным антилопам и сурикатам. Особенно обрадовалась новогоднему колючему подарку панда Диндин: она обнимала его, качала из стороны в сторону, потом решила вскарабкаться на дерево и... сломала верхушку.
Оставшиеся деревья сохранили на «десерт», а также передали в филиал зоопарка в Волоколамске.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2020 под заголовком «И вот уж не нарядная...».