Кому из звездных виноделов насолит новый закон о российском вине
Одним из документов, подписанных Путиным перед Новым годом, стал закон «О виноделии», изменяющий размеры акцизов
Одним из последних документов, подписанных Владимиром Путиным перед Новым годом, стал закон «О виноделии». По оценкам экспертов, он может поднять цены на напиток на 10–15%.
Стоимость акциза для иностранных производителей выросла с 18 до 31 рубля за литр, а для отечественных, для которых раньше действовали льготы, – в 6 раз (с 5 рублей до того же 31). Поблажки сохранятся только для тех, кто производит на 100% российское вино – из винограда, выращенного в России. Но таких мало не только среди промышленников, но и среди тех, кто производит вино для собственного удовольствия.
Анжелика Варум
Виноградник: 50 га, Краснодарский край
Цена за бутылку: от 400 рублей за Millstream, AV, Saperavi Collection
Оценка
(здесь и далее – складывается из отзывов на международном портале vivino.com.):
3,8/5
Именное вино от певицы выпускается уже четыре года на базе большого краснодарского завода «Мильстрим», совладелец которого – троюродный брат звезды Олег Варум. В прошлом году Анжелика стала собственницей 50 гектаров виноградников, но уже в этом ее напитки рискуют получить малоприятную справку: «Не является вином». В 2016 году, согласно отчету сайта «Наше вино», завод «Мильстрим» находился на третьей строчке по импорту виноматериалов, а по новым правилам называться вином может только продукт брожения свежего винограда. По словам сомелье Артура Саркисяна, который посетил завод в этом году, из своего винограда завод производит только 5,5 миллионов бутылок из 11.
– Остальное – покупной виноград (около 2,5 тысяч тонн за прошлый год) и импорт наливом (виноматериал. – Ред.). В поездке мы обсудили, в каком направлении планирует развиваться компания. План такой: развивать собственный виноградник и сокращать импорт виноматериалов, на этикетках вин, где используется вино, скажем, из Австралии, писать его происхождение. Олег Варум считает, что в массовом сегменте надпись на этикетке «Сделано в Австралии. Разлито в России» – преимущество в глазах покупателя.
Леонид Рейман
Виноградник: 14 га, Тоскана
Цена: от 1500 рублей за Poggio del Moro Rosso Toscana
Оценка: 4/5
Бывшему советнику президента Дмитрия Медведева, специалисту по связи Леониду Рейману придется столкнуться с подорожанием. Его вино импортное на 100%, хоть и ориентировано частично на нашего потребителя. В линейке, к примеру, есть кагор под названием «Пасха». В среднем Рейман привозит в Россию 5,5 тысяч бутылок ежегодно.
Никита Михалков
Владения: 11 га, Тоскана
Цена: от 700 рублей за Tenuta Dodici Toscana Rosso
Оценка: 3,4/5
Итальянское вино одного из самых основательных виноделов-любителей Никиты Михалкова тоже подорожает. Вино Tenuta Dodici с личным автографом на этикетке режиссер продвигает вместе с другом Константином Тувыкиным, который купил здесь имение La Madonna в 2010 году. В компании говорят, что в 2018 году было продано 15.600 бутылок вина стоимостью до 5000 руб. Одна из стран импорта – США.
Валерий Буре
Виноградник: 2 га, Калифорния
Цена: от 5200 рублей за Bure Family Wines Chardonnay Malena
Оценка: нет рейтинга
Когда один из братьев Буре играл в НХЛ, он только коллекционировал вина, но сейчас продает и сам. Предприятие Bure Family Wines выпускает в год всего по 150 бутылок, которые продаются в 10 топ-ресторанах Лос-Анджелеса и Лас-Вегаса. Поставляется вино под заказ, поэтому его мало кто пробовал.
Куда более распространенное вино делает другой хоккеист – Игорь Ларионов, выпускающий марки под спортивными названиями Playmaker, Overtime или Game. Однако он просто предоставил имя для крупного австралийского бренда. В России вино «от Ларионова» можно было купить за 450 рублей, но во всех магазинах запасы давно иссякли.
Семья Титовых
Виноградники: 2 га, Шампань
Цена: от 4200 рублей за Chateau d’Avize, Foliage Extra Brut
Оценка: 4,2/5
Сложно включать в любительский список представителей «Абрау-Дюрсо», которым принадлежит хозяйство на 2,9 тысячи гектаров виноградников в Краснодарском крае. Но то для дела. Для души бизнес-омбудсмен Борис Титов арендовал в 2010 году два гектара виноградников в самой настоящей французской Шампани.
Полусухим игристым винам «Абрау-Дюрсо» тоже придется несладко. По словам президента компании Павла Титова, из импортного материала делается более 60% продукции.
– Неудивительно, что Титов против нового закона. Ведь он запрещает называть шампанским то, что не производится по четкому стандарту. Раньше так можно было называть любую шипучку, хоть «Буратино». Но теперь – только вино, сделанное из винограда, выпущенное в России по технологии вторичного брожения в бутылке, – говорит председатель Союза виноградарей и виноделов России, телеведущий Дмитрий Киселев. – Впервые за 105 лет в России было дано определение вину: это продукт брожения винограда. Казалось бы, просто, но делали же вино из чего угодно. Все остальное и дальше можно будет делать – никто же не запрещает. Только не надо называть это вином или шампанским. Через несколько месяцев, когда закон вступит в силу, это будет называться «виноградсодержащим напитком» или как-то так. Точно так же в свое время разделили молоко и не молоко.
- читайте также:
перед Новым годом Дмитрий Киселев по просьбе «Собеседника» развенчивал мифы о выборе шампанского
Сам телеведущий стал председателем Союза виноделов не случайно. Вино входит в число его хобби.
Правда, юридически в развитии шампанского марки Cock t`est belle он никак не задействован. Виноградарское предприятие ООО «Киммерия» принадлежит на 1/4 лишь его жене Марии. Продавать напиток нельзя: у компании нет необходимой лицензии. Еще один учредитель – винодел в третьем поколении Илья Волошин – говорит, что на рынок все равно выходить бесполезно: «Это требует минимально 150 миллионов рублей инвестиций, а только себестоимость одной нашей бутылки – 600 рублей. Мы делаем это для себя».
Несмотря на то, что основным родом деятельности «Киммерии» значится выращивание винограда, по словам представителей компании, сырье они закупают на стороне.
– У Ильи Волошина есть вымершие виноградники, но сейчас это просто земля без единого куста, – говорит Киселев.
кому выгодно
Премьерное вино
Кроме винодельни Fattoria della Aiola, связанной с окружением Дмитрия Медведева, в фильме «Он вам не Димон» прославилась еще и марка Côte Rocheuse с виноградника «Скалистый берег».
Инвестор – некоммерческий фонд «Дар», который возглавляет топ-менеджер Газпромбанка (и однокурсник премьера) Илья Елисеев. На 30 гектарах недалеко от Анапы развивается виноделие в новом для России виде – гравитационном. В трехуровневой винодельне ягоды, мезга и вино перетекают под действием гравитации, без использования насосов.
Три года назад виноградники дали первый технический урожай. Первая продукция поступит с винодельни совсем скоро – как раз в 2020 году.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №01-2020 под заголовком «Вино имени меня».