Исповедь анонима. "Я спланировал свою смерть": эвтаназия по-русски

Житель Ямало-Ненецкого округа на условиях анонимности рассказал, как уже год размышляет о добровольном уходе из жизни

Фото: depositphotos

В России активно обсуждается тема возможной легализации эвтаназии.

Слово «эвтаназия» переводится с греческого как «хорошая смерть». Впервые его употребил британский философ Фрэнсис Бэкон. Он писал, что «необходимо специальное направление научной медицины по эффективному оказанию помощи неизлечимым, умирающим больным» и что «профессиональным долгом врачей по отношению к таким больным является эвтаназия».

И действительно, вплоть до XX века врачи практиковали помощь в умирании неизлечимым больным. Но в XX веке отношение к практике изменилось.

В то же время клятва Гиппократа прямо запрещает эвтаназию. «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», – говорится в клятве.

О добровольном уходе из жизни Вениамин из Ямало-Ненецкого округа думает весь последний год – после того, как ему поставили диагноз онкология. Вместе с единомышленниками он планирует добиваться разрешения на «хорошую смерть» на государственном уровне.

(Согласно подпункту «В» части 5-й статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации о способах совершения самоубийств — прим. Sobesednik.ru.)

«Через 2 дня я уйду из жизни»

– Самую странную вечеринку, на которой я был в своей жизни, устроил мой друг Вовка. Он нас собрал, налил и сказал: «Через 2 дня я уйду из жизни. Прошу принять мой выбор. Хочу прекратить эту песню, пока она не превратилась в злобный вой». Так и сказал. На следующий день он передал другу написанные распоряжения – что делать с имуществом, с телом. Еще через день – [покончил с собой]. У него был рак кишечника, без шансов.

Почему-то меня в жизни сопровождают такие истории – может, у нас экология неблагополучная: неподалеку расковыряли гору, ведут добычу половины таблицы Менделеева, радиация растет. Хотя на официальном уровне этого никто не признает.

Год назад у меня воспалился лимфоузел. Пошел к врачу, а через 3 дня меня уже повезли на операцию. В этом году у меня их всего было три. Впереди еще радиотерапия. В онкоцентре ко мне приходила психолог. Спрашивала про разное. Хорошая женщина. Я выслушал ее, поблагодарил. Ничего не сказал. А что я ей скажу? Что уже решил, когда и как я умру?

Мой последний день

Я – за разрешение эвтаназии. Моя жизнь – моя собственность. Не государства, не церкви. И только я могу решить, когда ее прекратить. Я это сделаю, когда станет понятно, что впереди только мучения – для меня и, что еще хуже, для близких. Жене так и сказал: «Если буду лежать бревном, просто положи подушку мне на лицо и прижми минут на 5». А если буду в силах, все сделаю сам. Жену предупредил, но она моих взглядов не разделяет и не поддерживает. Детям 28 и 17 лет, а внуку тем более ничего про свои планы не говорю – не хочу травмировать. Да и не поймут.

Свой последний день я хочу провести не в боли, бреду, отчаянии. Уже придумал, как. Обязательно в кругу семьи. Вкусно поем, сам приготовлю, чего давно хотелось, выпью немного хорошего вина. Может, проедусь по любимым местам в поселке. Займусь сексом. Проведу насыщенный, полный день. Последний. И уйду. Легко, спокойно, непринужденно. Без крови и слякоти. 

Продавцы смерти

В интернете уже появились помощники в эвтаназии. Они продают порошок или газ (названия есть в «Собеседнике», но по закону их запрещено публиковать. – Ред.). Например, такое объявление: «Консультация по самоэвтаназии: 300$; для жителей двух столиц – 500$. Проведение эвтаназии в России: 3500$; для жителей двух столиц – 5500$. Эвтаназия проводится только в крайних случаях. При первом обращении требуется:

1. Указать причину обращения.

2. Предъявить фото паспорта.

В противном случае ваше обращение останется без ответа».

Это бизнес. Я, честно, против такого. По-моему, должна быть государственная система. Отсекающая, например, молодежь, которая в силу возраста не может осознанно принимать такое решение. Человека, принявшего решение уйти из жизни, должен проверять консилиум. Потом – повторный опрос, например через неделю или месяц, насколько он тверд в своем решении. Обязательно изучить все причины и диагнозы.

Если решение твердое, а перспектив на достойную жизнь нет, такого человека надо отпустить – это мое мнение. В конце концов, вся наша жизнь – не что иное, как растянутое самоубийство.

Только сам акт эвтаназии должны совершать роботы, автоматика, а не люди. Ассистирование в самоубийстве – это же все равно убийство.

Я знаю один случай. Мой знакомый решил добровольно уйти из жизни, сильно болел. А жена пошла и за него свечку поставила в церкви. Связано это или нет, но у него все не получалось... А последний раз к нему приехали доктор и медбрат, и он их по-человечески попросил просто дать ему уйти. Они вышли на перекур минут на 10. Врачи, а всё поняли.

Клуб самоубийц

Каждому встречному, конечно, не расскажешь про это. Люди боятся смерти и не хотят об этом даже думать, не только говорить. Но у нас есть группа в интернете, мы единомышленники. Кто хочет, рассказывает свои собственные истории, про кого-то мы не знаем вообще ничего. Есть неизлечимые больные, есть женщина, которая дала «смертельный коктейль» своей вывшей от боли матери, есть те, кто копит деньги на «трип смерти» – последнее путешествие в Швейцарию или Голландию, где эвтаназия разрешена и практикуется. Но там расценки – ужас! 10–15 тысяч евро, куда входит проезд, размещение в прекрасном санатории, отличная обстановка, помощь в уходе и последующая кремация либо доставка тела на родину для захоронения. Но я считаю, обычному человеку аморально тратить такие деньги, оставляя свою семью. Я бы лучше детям отдал.

Справка

Где сегодня в мире разрешена эвтаназия?

  • Нидерланды
  • Бельгия
  • Люксембург
  • Колумбия
  • Канада
  • Германия
  • Ряд штатов США (не все)

Эвтаназия в тех странах, где она разрешена, проводится по строгому регламенту.

Пациент должен несколько раз высказать свое желание умереть и находиться при этом в ясном уме. Врачи оценивают его состояние, тяжесть мучений и шансы на выздоровление, а потом принимают решение. Пациент может сам открыть клапан на капельнице, либо врач делает ему укол. Применяется также специальный раствор, который пациент выпивает.

Меня часто спрашивают, верующий ли я человек. Тут все сложно. Я верю в высший разум. Настолько мудрый, что способен понять и принять выбор человека и не наказывать его за этот выбор. Понятие «грех» я вообще не разделяю. Мне кажется, оно придумано церковью и поддерживается государством, чтобы управлять человеком. Им выгодно иметь рабов, налогоплательщиков, которые бы служили их интересам до самой смерти. А я – за личную свободу и в жизни, и в смерти.

У нас по Конституции каждый гражданин имеет право на достойную жизнь. Но сложно сохранять достоинство с 4-й стадией рака без сильнейших обезболивающих или без средств на лекарства, нормальную медпомощь. А так двуличие получается: и жить нормально не дают, и на тот свет не пускают.

Думаю ли я о том, что «там»? Я однажды был под наркозом, это было удивительное состояние – тебя как будто и нет, но при этом ты есть, легкость и невесомость. Надеюсь, это похоже на смерть.

Буква закона

Как и в большинстве стран, в России эвтаназия запрещена – статьей 45 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нашей стране запрещено ускорять смерть пациента, в том числе по его собственной просьбе, какими-либо действиями или бездействием.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2019 под заголовком «"Я спланировал свою смерть"».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика