Кто стоит за "гееборцами" в России и почему их никто не ищет даже после убийств
«Видео с казнью гомосексуалиста», «педерастов ждет сюрприз» – кто объявил охоту на людей нетрадиционной ориентации?
«Охота за геями», «видео с казнью гомосексуалиста», «педерастов в Петербурге ждет страшный сюрприз» – авторы проекта «Пила против ЛГБТ» публикуют личные данные представителей секс-меньшинств, предлагают денежное вознаграждение за нападения на гомосексуалов.
Название сайта обыгрывает многосерийную франшизу фильмов ужасов под тем же названием. Правоохранителям до сих пор не удалось выйти на создателей «Пилы», и «Собеседник» сам решил выяснить, кто стоит за гееборцами и почему их никто не ищет.
Убийство активистки
Активистку ЛГБТ из Санкт-Петербурга 41-летнюю Елену Григорьеву нашли мертвой возле своего дома в конце июля, с 8 ножевыми ранениями. Перед смертью она получала угрозы от антигейского сообщества «Пила» – последний пост в фейсбуке как раз об этом. Северокавказское ЛГБТ-движение «Солидарность», участники которого чаще всего становились мишенями «Пилы», написало обращения в МВД, но там ничем помочь не смогли. «Ввиду того, что указанный адрес интернет-ресурса заблокирован, провести проверку не представилось возможным», – говорится в ответном письме из Центра противодействия экстремизму.
Чтобы найти фотокопии страницы с сайта «Пилы», «Собеседнику» хватило пяти минут, это до сих пор может сделать любой желающий. Но таких среди сотрудников Центра «Э», видимо, не нашлось.
– Сделать сайт, не оставляющий следов, сейчас невозможно, – говорит глава Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов. – Есть сервисы архивов, в которых можно найти скриншоты сайта за определенную дату и прочитать тексты.
К тому же есть еще и телеграм-канал, который набрал уже более тысячи подписчиков. В нем публикуются разнообразные шокирующие кадры и расчлененка – якобы отчет о проделанной работе. На одной из картинок – коробка с отрезанными головами. По словам Евгения Венедиктова, авторов таких каналов тоже можно установить. Тем не менее к нему по делу «Пилы» из МВД даже не обращались.
Гейхантеры неинтересны
Действия Центра «Э» в интернете широко обсуждались в 2018 году после заведения уголовных дел на основании угроз в соцсетях. Но, как выяснилось, проблемы геев «шерифов» не волнуют.
«Предметом речи выступает группа лиц, выделенная по признаку сексуальной ориентации. О каких-либо конфликтных ситуациях между представителями национальных, расовых или религиозных групп в тексте речь не идет. Таким образом, признаков правонарушений, в том числе экстремистской направленности, не усматривается», – говорится в письме из Центра по противодействию экстремизму Свердловской области, которое пришло в ответ на обращение юристу Анне Плюсниной. Ранее она пожаловалась на угрожающие комментарии в адрес геев в «ВКонтакте».
Ровно в то же время, в сентябре 2018-го, в Омске было возбуждено уголовное дело в отношении феминистки Любови Калугиной. Она обвинялась в возбуждении ненависти к социальной группе «мужчины». Житель Биробиджана написал письмо в Центр по противодействию экстремизму, почувствовав себя оскорбленным, и встретил понимание у правоохранителей.
– Система пока не готова, а может, и не хочет вставать на защиту всех людей, которые обращаются к ней за помощью. Есть приоритетные ситуации, а есть – нет, – говорит правозащитник Динар Идрисов. – Мне, например, не так важно, каких взглядов придерживалась убитая Лена Григорьева, принадлежала она к ЛГБТ-сообществу или нет. Главное, что человек получал угрозы и с этим надо было что-то делать.
– В основном правоохранители ищут наркодилеров, педофилов, исламистов и все, что может быть достаточно серьезно, – объясняет Евгений Венедиктов. – Про поиски гейхантеров не слышал.
Заявления с матом не принимают
Один из лидеров ставропольской «Солидарности» Артем Шитухин – из «любимых» персонажей сайта. Его фото с мишенью были размещены на главной странице. Из-за угроз он решил уехать в Голландию, где поселился на правах беженца в лагере для представителей ЛГБТ. К пожеланиям увечий он давно привык и даже собирает их коллекцию на странице в «ВКонтакте»: «Обоссанная шлюха, где тебя разыскать?», «Сдохни, сдохни, сдохни».
В одном из своих заявлений по факту угроз Шитухин перечислил в кавычках то, что ему присылают. В УФСБ по Ставропольскому краю такую прямоту не оценили: «В связи с наличием в вашем обращении нецензурных и оскорбительных выражений, оно оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов».
Зато правоохранители, напротив, обратили внимание на самого Шитухина. На его собственной странице они нашли признаки состава правонарушения по статье 6.21 КоАП РФ («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений»).
Просто тролли?
«Пила» связывается со своими жертвами не только чтобы угрожать, но и для того, чтобы потребовать выкуп. Вслед за пожеланиями расправы следует номер электронного биткоин-кошелька, отправив на который несколько десятков тысяч рублей жертва якобы может откупиться.
Однако, как показала практика, отказ платить деньги остается без последствий. Ни одна из угроз «Пилы» не вышла за пределы шантажа.
Ни юрист Анна Плюснина, ни открытый гей Андрей Петров, ни Артем Шитухин, на адреса которых валом шли письма с угрозами, до сих пор не пострадали. Случай убитой Елены Григорьевой, которая фигурировала в списках «Пилы», пока остается единственным. Некоторые даже связывают ее смерть с прошлыми увлечениями Григорьевой, которую раньше видели в рядах ультраправой молодежи.
– Девочка никакая не ЛГБТ-активистка, а нацистка и фашистка, активно работавшая в Новгородской области. Какое-то отношение к ЛГБТ она имеет мало. Ее убил любовник, которого она оскорбила. Я эту девочку знаю прекрасно, мы ее мониторили нашими системами. Она вообще без головы. Была, – говорит Евгений Венедиктов.
Создатели опасного сайта никак не анонсируют нападения на представителей ЛГБТ и рассказывают о случаях постфактум, «взяв на себя ответственность». Установить их связь с реальными нападениями нельзя.
Впрочем, даже нереализованных угроз обычно бывает достаточно для заведения дела. По статье 119 УК за это грозит до пяти лет лишения свободы, по статье 163 («Вымогательство») – до четырех. По факту это сегодня в России не наказуемо никак.
Хроника реальных нападений:
- В 2006 году в своей квартире был убит журналист НТВ Илья Зимин. Задержанный объяснил, что попал в квартиру к Зимину после знакомства в ночном клубе.
- В 2013 году во дворе одного из домов Волгограда было обнаружено тело Владислава Торного с множественными телесными повреждениями, в том числе в области половых органов. Мотив ненависти к ЛГБТ не был учтен судом, хотя двое осужденных ссылались на него, надеясь даже получить за это снисхождение суда.
- В 2014 году в Москве осудили троих уроженцев Дагестана. В течение нескольких лет они знакомились с гомосексуалами на сайтах знакомств, а проникнув в квартиру, жертву связывали и грабили. Три «свидания» закончились убийствами.
- В 2016 году открытый представитель ЛГБТ журналист Дмитрий Циликин был найден мертвым в своей квартире с более чем 30 ранениями на теле.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №31-2019 под заголовком «На секс-меньшинства наточили "Пилу"».
- читайте также:
Кто и как в России "лечит" от нетрадиционной сексуальной ориентации
Уже четверть века гомосексуализм официально не считается болезнью, но в России до сих пор находятся «спецы», которые берутся его лечить