Бунтари в белых халатах. Почему по всей стране начались протесты медиков

Новости о забастовках врачей в регионах по всей стране стали почти еженедельными. Акции проводят профсоюзы медработников

Фото: Екатерина Герасимова

Новости о том, что в том или ином регионе медики устроили «итальянскую забастовку», стали почти еженедельными. На прошлой неделе вышли на пикет работники скорой помощи Пензенской области, весной протесты проходили в г. Окуловка Новгородской области. Акции проводят профсоюзы медработников «Действие» и «Альянс врачей».

Помощь для скорой

Раньше главными борцами за свои права были шахтеры и докеры. Теперь на первый план вышли представители самой мирной профессии – медработники. Именно они создали сегодня наиболее боевые независимые профсоюзы. Тот факт, что активно отстаивают свои права именно врачи скорой помощи, лидер «Действия» Андрей Коновал объясняет особыми условиями труда.

Справка

Профсоюз «Действие» был учрежден в декабре 2012 года медиками из Москвы и Ижевска. Сейчас у «Действия» – 40 представительств в регионах страны.

Сопредседатель «Действия» Андрей Коновал проживает в Ижевске, по образованию – историк, много лет преподавал в местном университете, считается одним из создателей региональной оппозиции.

Андрей Коновал

– Ситуация тяжелая во всем здравоохранении: огромные переработки, низкие зарплаты, – говорит Коновал. – А на скорой еще и регулярные стрессы. Там сама работа предполагает людей особого психологического склада и командный характер. Плюс здесь огромный кадровый дефицит и рост нагрузки. Например, в Пензенской области, где мы сейчас ведем кампанию, ввели единую диспетчерскую службу. Одна бригада теперь может мотаться почти по всей области, не имея возможности заехать передохнуть на подстанцию. Из-за невыносимых условий забастовка там объявлена была еще в мае.

Недавний пикет, как пояснил Коновал, был частью профсоюзной кампании.

– Почти сразу после ее объявления власти пошли на переговоры, – продолжает он. – Уже была выполнена часть требований профсоюза – улучшилась ситуация с зарплатой, был отменен ряд абсурдных взысканий к местным активистам.

Так гладко, правда, проходит далеко не всегда. Например, в Окуловке на участников протеста оказывалось колоссальное давление.

– Выражалось оно в основном в огромном количестве полицейских, приехал даже прокурор, забрали нашего оператора и продержали его сутки под арестом, – рассказывает лидер «Альянса врачей» Анастасия Васильева. – Но мы стояли на своем, и 21 марта Новгородская облдума предложила увеличить фонд ОМС в 1,5 раза, что позволит сохранить план по госпитализации – это было одним из основных требований медиков. Купили новые машины. У врачей выросла зарплата. Все требования забастовки выполнены в течение недели. Жесткие методы работают.

Досье

Профсоюз «Альянс врачей» появился после попытки ликвидировать столичный НИИ глазных болезней в апреле 2018 года. Тогда медикам удалось остановить массовое увольнение коллег. В августе был зарегистрирован «Альянс врачей», у которого на данный момент больше 20 региональных представительств.

Лидер профсоюза Анастасия Васильева – потомственный врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук. На данный момент оставила медицинскую практику ради профсоюзной работы.

Анастасия Васильева

«Действие» и противодействие

– Ситуация всегда развивается по-разному, – говорит Андрей Коновал. – Например, в Орловской области (там в ближайшее время тоже может начаться кампания профсоюза «Действие». На днях работники скорой об этом предупредили. – Ред.) мы сейчас проводим встречи, но они, на мой взгляд, скорее имитируют переговорный процесс. Плюс мы наблюдаем там некоторые признаки противодействия с элементами черного пиара. Это совершенно тупиковый подход. А этой весной в Московской области во время забастовки врачей в Можайске все решилось практически за сутки. Руководство прислало своего представителя, и часть требований была удовлетворена сразу.

Самая первая «итальянская забастовка» врачей в России была организована именно «Действием» – в 2013 году в Ижевске. Бастовали местные педиатры.

– Там было очень жесткое противостояние, – вспоминает Коновал. – Были митинги, пикеты, несколько человек держали голодовку. Президент Удмуртии Александр Волков тогда с трибуны регионального парламента кричал про «педиатров и отморозков, которые за ними стоят» – это про наш профсоюз. И заявлял, что ни одно из наших требований не является законным. Но в итоге большая часть требований была удовлетворена: изменили систему оплаты труда, зарплата медиков выросла на 30–50%, в зависимости от их категории. Сама система оплаты труда стала более четкой и прозрачной, бюджет здравоохранения значительно вырос. Хотя была и попытка через суд запретить забастовку.

Марганцовкой по протесту

Профсоюзы не только восстанавливают врачей в правах, но и рушат некие серые схемы, через которые деньги, выделенные на здравоохранение, перетекают в карманы чиновников. В связи с чем жизнь активистов становится не самой спокойной. Например, на днях лидеру свердловского отделения «Альянса врачей» медсестре Парвин Салаевой в кабинет подкинули запрещенное вещество – марганцовку (не смейтесь, действительно ограничена в продаже с 2007 года. – Ред.). За то, что та рассказала облпрокурору всю правду о зарплатах медиков и тотальной коррупции.

– Журналистам подбрасывают наркотики, – комментирует Васильева. – А лидерам профсоюза – марганцовку. В самом деле, насколько же ужасна ситуация в стране, если запрещенным веществом становится перманганат калия!

– Безусловно, идет давление, – говорит Коновал. – Бывали даже нападения на наших активистов (Андрей скромно умалчивает про нападение на него самого осенью 2014 года в Уфе, когда все закончилось сотрясением, переломом пяточной кости, многочисленными ссадинами и кровоподтеками. – Ред.). В Самарской области как-то главврач областной станции скорой помощи угрожала нашей активистке увольнением за то, что она общалась со СМИ. 

– Губернатор Новгородской области так испугался забастовки, что начал целую информационную кампанию против «Альянса врачей» и медиков, – рассказывает Анастасия Васильева. – В СМИ нас наперебой называли самозванцами. Это говорит о том, что мы на правильном пути. Если я вижу какие-то угрозы, а они действительно бывают, я не воспринимаю их всерьез. Иначе не останется сил на все остальное.

Что делать

В больницах идут сокращения и понижение в должностях – делается все, чтобы хоть как-то сэкономить. 

По мнению лидера «Альянса врачей», главная проблема здравоохранения – недостаточное финансирование.

– 3% с копейками от ВВП – это ничтожно мало, – считает она. – Вторая проблема – дичайшая коррупция на всех уровнях. Третье – отсутствие системы распределения фонда заработной платы. Деньги, которые медучреждение зарабатывает на платных услугах, главврач или администратор распределяет по собственному усмотрению, это никто не контролирует. И еще проблема – ужасная система ОМС. Страховые компании, задействованные там, делают все возможное, чтобы медучреждению досталось как можно меньше.

Как раз на днях свой ответ на все это дала Госдума. В ходе принятия поправок в бюджет 2019 года депутаты перераспределили доходы. Статья «Нацбезопасность и правоохранительная деятельность» потолстела на 18 млрд. Расходы на здравоохранение было решено увеличить только на 16 млрд. Похоже, медикам и профсоюзам в ближайшее время не придется скучать.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №24-2019 под заголовком «Бунтари в белых халатах».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика