30.05.2019

Увольнения в "Коммерсанте": дело не в Матвиенко

Сергей Пархоменко – о том, почему скандалы с увольнениями журналистов в современной России обречены повторяться

Фото: // фото: Сергей Субботин / РИА Новости

Редактора отдела политики газеты «Коммерсант» Максима Иванова и спецкора Ивана Сафронова уволили за статью, в которой говорилось о возможной отставке спикера СовФеда Валентины Матвиенко. Решил уволить журналистов акционер ИД Алишер Усманов, а если точнее – его помощники. Вслед за коллегами в знак солидарности из газеты ушли еще 11 журналистов.

У меня нет достаточной информации относительно того, кто, кому и что донес. Но совершенно понятно, что та конфигурация владения и управления ИД «Коммерсант» и большинством российских медиа такова, что делает ситуацию легко объяснимой: перепуганный владелец принимает решение уволить журналистов.

Мы уже видели, как закрывались издания после публикации о том, что у Путина появилась жена или что у сына Патрушева есть недвижимость в Санкт-Петербурге, как увольнялись команды людей из РБК, рассказавших, что одна из дочерей Путина ворочает большими деньгами в фонде при МГУ.

И это будет продолжаться, потому что российские медиа принадлежат людям, которые взяли их подержать, потому что им велели, либо для извлечения политической или финансовой выгоды. Владельцам совершенно не нужны лишние неприятности, а когда таковые возникают – они избавляются от источников проблем.

Чтобы этого не происходило, нужно, чтобы между владельцем и самим медиа был возведен барьер. Эти механизмы не надо изобретать – они уже существуют.

Сергей Пархоменко

Например, семья Грэм много лет владела газетой Washington Post и журналом Newsweek и т. д. Был создан специальный документ, который запрещал семье Грэм принимать участие в управлении изданиями.

Поэтому, когда Washington Post организовала Уотергейтский скандал, который привел к отставке президента США Ричарда Никсона, на все вопросы, поступавшие к главной владелице газеты Кэтрин Грэм, следовал ответ: «У меня нет никаких полномочий». 

Подобный механизм, кстати, защищает и владельца СМИ (даже когда журналисты уничтожили президента Никсона), поскольку тот не может повлиять на работу издания. 

Но российской власти важно, чтобы этого механизма не было и она могла управлять медиа при помощи давления на владельца. Поэтому мы еще не раз увидим подобные случаи.

Сергей Пархоменко

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Дело не в Матвиенко».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика