Арктика и Антарктида: надо развивать туризм и заботиться об экологии
1 декабря состоялось вручение премии Arctic Awards проектам, способствующим развитию самого северного региона планеты
1 декабря в Москве состоялось вручение премии Arctic Awards проектам со всего мира, способствующим развитию самого северного региона планеты. В шорт-лист премии вошли лучшие из порядка 2,5 тысячи инновационных, экологических и образовательных проектов.
Sobesednik.ru поговорил с учредителями и лауреатами Arctic Awards о том, что реально можно сделать для развития Арктики, а заодно и Антарктиды без вреда для экологии.
– Мы как природоохранная организация видим много рисков в связи с активным развитием Арктики и стараемся их решать, – рассказал руководитель программы по экологической политике ТЭК Фонда дикой природы Алексей Книжников. – В майских указах президента есть требование резко увеличить транспортный компонент в Арктике. Планируется, что интенсивность судоходства по всему морскому пути должна увеличиться в 10 раз за последние восемь лет. Кроме того, президент поставил задачу увеличить общий объем грузооборота до 80 млн тонн (сейчас это порядка 10-12 млн тонн). Для экономики это хорошо, для нас – это новые риски, в том числе связанные с угрозой аварийных нефтеразливов.
Однако, по словам Книжникова, адекватный выход и реальное предотвращение таких рисков есть – поменять топливо для морских судов:
– Мы уже больше двух лет продвигаем эту идею, – поясняет Книжников. – Вполне реально в ближайшие 5-10 лет перестать быть зависимыми от традиционного вида топлива, который используется для судов – флотский мазут. Надо заменить его сжиженным природным газом. Именно для российской Арктики это вдвойне выгодно, поскольку мы в самом сердце нашей Арктики имеем колоссальный ресурс природного газа и сжижаем его там. Но продаем его только на экспорт. А этот вид топлива намного экологичнее традиционного мазута.
Благодаря переходу судов на потребление сжиженным газом реально можно исключить аварийные разливы нефтепродуктов, которые приводят к необратимым последствиям.
Агентство США по Охране окружающей среды (US Environmental Protection Agency) следующим образом описывает эффект разлива нефти. Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти, образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Как следствие, нефтяное пятно препятствует доступу воздуха и света и наносит непоправимый вред природе.
По данным министра природных ресурсов и экологии России Евгения Донского, число аварий на объектах нефтедобычи и транспортировки нефти ежегодно достигает порядка 25 тысяч инцидентов, в результате чего около 1,5 млн тонн нефти поступает в окружающую среду.
– Мы сейчас ведем большое исследование – «Энергия Арктики». Несмотря на то, что 75% территории в Арктике – российская, только сейчас мы приступаем к пониманию, какие альтернативные источники энергии там есть, – рассказал руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов. – Там есть газ, электрогидраты, солнечная и ветряная энергия. В частности, мы можем использовать и местные углеводороды, сжиженный метан.
Возможные топливные разливы – далеко не главная проблема Арктики. Так, по словам советника генерального директора НП «Русская Арктика» Дмитрия Крюкова, за пять лет с полярных архипелагов (острова Земля Александры, Грэм-Белл, Гукера, Хейса и Рудольфа) было утилизировано более 50 тысяч тонн отходов: металлолома, нефтяных шламов, строительного и бытового мусора, каменного угля и т. д.
Между тем ежегодно в Арктику приезжает очень много туристов, но большинство из них иностранцы, поскольку россиянину такое путешествие не по карману.
– Если говорить о туристических круизах, то в среднем поездка обойдется от 12 тысяч долларов и выше. И это если не брать в расчет перелет в Шпицберген [лететь [надо через Норвегию – ред.], – пояснил нам Дмитрий Крюков. – Впрочем, есть и другие, более реальные варианты для россиян: один из них – записаться в волонтерскую программу, чтобы увидеть Арктику.
Впрочем, есть еще менее доступное, но привлекательное место для туризма – Антарктида. В 2020 году исполняется 200 лет с момента открытия Антарктиды российскими моряками, участниками полярной экспедиции Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым.
На конференции перед вручением премии Arctic Awards генеральный директор CPC Group Игорь Столяров представил проект по освоению Антарктиды и проанонсировал хоккейный турнир «Кубок Лазарева», который, по мнению создателей проекта, привлечет внимание и туристов, и мировой общественности к континенту:
– У нас есть предварительные договоренности и с «Ночной хоккейной лигой», и с Национальной федерацией хоккея, и с КХЛ, и есть определенные международные наработки, – объявил Столяров. – Мы хотим заявить о том, что Россия наращивает свое присутствие в Антарктиде, проводятся научные исследования, с другой стороны – это проект, который может объединить большое количество стран мира, которые присутствуют на континенте. Это послужит тому, что мы нарастим и свое туристическое присутствие: в отличии от Арктики, в Антарктиде российского организованного туризма нет. Там есть попытка нарастить свое туристическое присутствие у китайских коллег, там есть база Соединенных Штатов… А российской туристической базы там нет. И мы надеемся, что она в Антарктиде все же появится.
Что важно – к реализации проекта будут привлечены не бюджетные средства, а коммерческие инвестиции.