Вячеслав Фетисов: Правительство должно обратить внимание на экотуризм

Вячеслав Фетисов — о том, как развивать туристический бизнес и при этом не навредить экологии заповедных зон России

Фото: Вячеслав Фетисов // фото: Ражден Гамезардашвили / Global Look Press

Как развивать туристический бизнес и при этом не навредить экологии заповедных зон России? Вопрос не из простых и, пожалуй, один из ключевых.

Двукратный олимпийский чемпион по хоккею, депутат Госдумы, посол доброй воли ООН по Арктике и Антарктиде Вячеслав ФЕТИСОВ уверен: баланс найти можно, более того — туристы могут помочь сохранить природу.

Об этом и не только Sobesednik.ru поговорил с Вячеславом Фетисовым на международной конференции «Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России», которая прошла в Сочи.

Потратил рубль — заработал 10

— Поздравляем Вас с новым назначением — послом Всемирной туристской организации ООН (UNWTO). Будучи на этой должности, какие задачи вы ставите перед собой?

— Я считаю, что в нынешнее время, когда в жизни нашей страны и в отношениях между другими странами больше внимания уделяется вопросам политики, когда преобладает политическая агрессия, туризм должен выступать объединяющей силой, позволяющей познать природу, жизнь и культуру разных стран и народов. На мой взгляд, туризм нужно пропагандировать именно как объединяющую силу.

В нашей стране есть прогресс, мы вошли в двадцатку самых посещаемых стран. Но мы все понимаем, что это не предел: России есть что сказать, показать, у нас богатая история, культура и природа. И учитывая мое положение в этой организации, мы будем продвигать и наши проекты на международном уровне.

— В чем заключается одна из основных проблем в развитии экотуризма в России? 

— Недостаточная поддержка со стороны правительства и недостаточность финансирования. Необходимо начать стратегическое планирование развития экологического туризма в России. Россия, наверное, имеет самый большой потенциал развития экотуризма. Помимо просвещения и получения впечатлений, это ведь и наполнение бюджета, и рабочие места.

Мы рассматриваем экологический туризм с точки зрения экономики, создания рабочих мест. Я работал на Дальнем Востоке и знаю, что молодежь раздумывает, стоит уезжать оттуда в Москву или нет. Такой же вопрос встает перед молодыми людьми и в других регионах. Но если молодежь уедет, то кто будет жить, работать и развивать регион? Необходимо обеспечивать жизнь субъектов страны так, чтобы люди хотели там жить, чтобы они могли там работать и зарабатывать.

Да, мы знакомы с мировым опытом, но нам нужно предложить свое развитие, неповторимость, колорит, национальные преимущества. Мы можем стать лидерами, но без вложений, понимания того, что это экономическая задача, ничего не получится.

— Многие россияне и сейчас с удовольствием летают в наши заповедные зоны: и на Байкал, и на Камчатку... А многие мечтают туда попасть, но их останавливают дорогостоящие перелеты. Получается дешевле лететь за рубеж, чем путешествовать по родной стране. Этот вопрос как-то решается?

— Мы с экспертами как раз говорим на конференции о том, что должны быть компенсационные программы со стороны государства, нужно увеличивать финансирование под такие проекты.

Почему-то правительство не понимает, что турист, который прилетит на Камчатку или в Арктику, потратит во время поездки гораздо больше, чем потратит бюджет на компенсацию перелетов. Это выгодно и государству, и регионам.

Конечно, проблему развития туризма в России решить за один день невозможно. Но еще древние говорили: вы постройте, а они придут — и люди, и деньги. Поэтому нужно сделать первый шаг — вложиться в инфраструктуру, транспорт и правильным образом все использовать. Сегодня от понимания этих проблем правительством зависит, насколько быстро все это будет развиваться.

Даже если брать высокоиндустриальные страны, такие как Франция, то значительная часть их бюджета пополняется за счет туризма. Поэтому здесь мы недооцениваем то, что есть в наших руках. От законодателя очень многое зависит: есть ряд препонов, в том числе и в виде нормативных документов, которые ограничивают возможности бизнеса и тормозят развитие туризма.

Наш пример для подражания — «Роза Хутор»: еще 10 лет назад здесь не было ничего. Но за короткие сроки перед зимней Олимпиадой 2014 года здесь отстроили прекрасную инфраструктуру, курорт, куда и россияне, и иностранцы приезжают снова и снова. Люди, которым удалось создать этот горнолыжный курорт, прошли все круги ада, они понимают, где есть преграды и как их можно решить.

Мы надеемся, правительство захочет услышать тех, кто работает эффективно, и внести изменения в закон, чтобы это было удобно для всех, в том числе для российских иностранных инвесторов.

Экология и бизнес

— Каково сегодняшнее положение арктического туризма в России?

— Я знаю, что сегодня арктический туризм полностью загружен. Когда мы начали приступать к подготовке проекта «Последняя игра» на Северном полюсе и погрузились в историю вопроса, выяснилось, что в сезон туризма Арктика загружена на все 100%, задействованы все ледоколы.

Арктический туризм может быть связан с более глубоким пониманием людьми всего, что происходит с природой, и давления человека на нее. Заниматься надо серьезно, профессионально, по современным стандартам на уровне правительства и заинтересованных регионов.

— По-моему, нереально строить турбизнес, инфраструктуру и при этом не вредить природе.

— Это философский вопрос. Мы ставим перед собой задачу не навредить экологии и знаем, что это реально. Это может доказать мировой опыт: в разных странах деньги, которые зарабатывает бизнес и государство, вкладываются в развитие и сохранение уникальной природы, на создание превентивных мер, устранение проблем.

Мы ни в коем случае не должны забывать, что по многим показателям изменения климата в ближайшие 20 лет повлекут глобальные изменения в жизни планеты. И я знаю точно, что мы к этим изменениям не готовы. Сейчас наше государство вкладывается в гонку вооружений, а надо думать о том, как сохранить планету для себя, для детей и внуков. И чем быстрее мы это осознаем, тем больше шансов повлиять на это.

— В апреле следующего года под эгидой ООН будет проходить матч «Последний хоккей» с участием политиков, звезд и общественников из разных стран. Кто уже записался в команду?

— Мы получили поддержку важных людей и структур, чтобы понимать, насколько это важно. ООН сделала его главным проектом следующего года.

Нас поддержал князь Монако Альбер, который давно занимается вопросами экологии и понимает катастрофичность проблемы изменения климата, папа Римский и Патриарх Кирилл благословили. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш согласился стать капитаном одной из команд. Поддержал и бывший госсекретарь США Джон Керри — он учился в университете в Бостоне и в свое время играл в хоккей. Игра пройдет 25–27 апреля недалеко от Северного полюса. 

Это игра, которая должна объединить политиков, спортсменов, звезд, чтобы не о конфликтах и разборках думали, а какую планету они оставят детям и внукам.

— Сборы или тренировки будут?

— Нет, все очень заняты. На самом деле цель «Последнего хоккея» — не заняться спортом, не развлечься. Это акция, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам экологии, изменениям климата. Сейчас, если спросить человека, он скажет, что да, он переживает, но насущные проблемы важней. 

Это не будет единичная акция, последняя игра будет в разных точках планеты, чтобы привлечь как можно большее число людей.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика