Вера в Засулич. В политическую жизнь страны возвращаются "бомбисты"?

История знает массу случаев, когда насилие власти вело к радикализации оппозиции. Теракт в Архангельске – один из них?

Фото: Кадры с камер видеонаблюдения в приемной архангельского управления ФСБ

История знает массу подобных случаев: насилие власти порождает радикализацию ее оппонентов. 

Эту историю почти сразу предпочли замолчать. Террорист-одиночка устроил взрыв в здании УФСБ по Архангельской области, оставив перед этим послание с обвинениями в адрес спецслужб. Событие не рядовое, но о мотивах погибшего и причинах, толкнувших его на этот отчаянный шаг, широкую российскую общественность предпочли не информировать. Есть множество других достойных внимания тем на Украине и в США.

Журналисты и блогеры, решившие не проходить мимо значимой темы, рискуют нарушить Уголовный кодекс: попытки объяснить поступок «бомбиста» могут быть растолкованы как «публичное оправдание терроризма». В законодательстве за последние годы появилось множество ловушек: в СМИ даже фамилию юного анархиста указывать нельзя, так как он не достиг возраста совершеннолетия. Поэтому мы будем называть его просто Ж.

Что было

В конце октября в городах России были жестко разогнаны акции «За наших и ваших детей». Полицейские избивали и задерживали вышедших на площади граждан. Митинги были организованы в том числе в защиту фигурантов т.н. дела «Сеть»: молодые люди с анархистскими взглядами подверглись пыткам со стороны сотрудников спецслужб и оказались брошены за решетку. Реакцией на уличные выступления власть дала четко понять: никакого диалога с правозащитниками и смягчения методов ведения следствия не ожидается.

Через три дня после подавления мирного протеста 17-летний Михаил Ж. зашел в управление ФСБ в Архангельске и взорвал тротиловую бомбу. За несколько минут до этого он написал в интернете, что решился пойти на это, так как спецслужба фабрикует дела и пытает людей.

Сам террорист погиб. Три человека были доставлены в больницу, один сотрудник управления – в тяжелом состоянии.

Бабушка Михаила Ж. рассказала РБК, что внук испытывал недоверие к государству: не хотел идти в армию, чтобы не защищать олигархов, которые «приватизируют народное богатство» и держат деньги в офшорах.

Вырос будущий «бомбист» в депрессивном селе Катунино под Архангельском. Когда-то здесь был аэродром, сейчас он заброшен. Бывший глава муниципалитета летом этого года был осужден на 11 лет за растрату и взятки. 

Учиться Михаилу приходилось ездить в город. Знакомые подрывника через соцсети характеризуют его как человека необщительного и спокойного. В школе он успевал неважно, но в техникуме, напротив, выбился чуть ли не в отличники.

О своем намерении устроить взрыв (речь шла о другом здании) он проговаривался, но все сочли эти слова шуткой. Призывы же к незаконным методам борьбы в анархистском телеграм-канале другие участники бесед и вовсе расценили как провокацию, решив, что Михаил является агентом силовиков.

В чат Ж. писал под псевдонимом Валерьян Панов, на аватаре вместо фото у него размещена эмблема RAF, немецкой леворадикальной группировки. Свою городскую войну со взрывами, взятием заложников и ограблениями члены RAF открыли в конце 60-х гг. в качестве ответа на полицейское насилие. 

кстати

Архангельская оппозиция регулярно жалуется на запреты мирных акций протеста. Так, власти без предложения альтернативных мест (это противоречит закону) не согласовали активистам штаба Навального проведение шествия «Он нам не царь», посвященного инаугурации Владимира Путина. За митинг против пенсионной реформы в октябре этого года местного активиста Александра Пескова оштрафовали на 200 тыс. руб.

Что будет

– Безусловно, произошедшее в Архангельске – это отклоняющееся от нормы поведение молодого человека. Но не медицинский случай, а пример неправильного понимания методов достижения социальной справедливости, – сказал «Собеседнику» политик и полковник запаса ФСБ Геннадий Гудков. – Но толкают на такие криминальные методы действия самого государства. И я не только про пытки говорю, но и вообще про масштабы той же коррупции в стране.

По мнению Гудкова, следует ожидать всплеска насилия со стороны протестующих:

– Радикализация настроений очень чувствуется. Даже мы, люди, которые критикуют власть, ощущаем ее на себе. Нас считают соглашателями и чуть ли не предателями.

Новыми репрессиями, считает Гудков, эту волну не остановить. Нужно перестать подавлять все формы общественной активности, чтобы негативные настроения выходили через легальный клапан.

Директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский ожидает, напротив, ужесточения:

– Такая реакция у государства бывает всегда. Вопрос лишь в масштабах репрессивного ответа. Совершенно точно серия уголовных дел ожидает анархистов. Но вот только ли их? Теперь тысячи людей, состоящие в тех же пабликах и чатах, что и архангельский студент, попали в разработку.

Кроме того, возможны и законодательные увеличения сроков, и новые блокировки в интернете, сказал эксперт в комментарии «Собеседнику». Кто-то решит усилить среди молодежи и «воспитательную» работу комсомольскими методами, не исключает Верховский:

– Какие-то деньги в этом направлении будут освоены. Но, думаю, даже знающие протестное движение люди из ФСБ понимают, что подобные меры не будут восприняты.

Пока власть действует именно в репрессивной логике. Обыски и массовые допросы молодых левых активистов проходят в Краснодарском крае, Перми и других регионах. Калининградского анархиста Вячеслава Лукичева, который назвал террориста героем, задержали по обвинению в «призывах к терроризму», а в Москве у общавшегося с архангельским студентом столичного школьника якобы нашли бомбу, которую тот планировал взорвать на «Русском марше».

Расследованием теракта в управлении ФСБ занимается центральный аппарат СКР, но некоторые уже самостоятельно нашли виновных. Архангельский губернатор Игорь Орлов возложил всю вину на оппозицию, а внештатный голос Кремля Владимир Соловьев еще и на независимых журналистов.

история вопроса

Сергей Нечаев. Основал «Общество народной расправы». Послужил прототипом Петра Верховенского в романе Достоевского «Бесы». В 1873 году за убийство студента Иванова приговорен к 20 годам каторжных работ, умер спустя 9 лет.

Вера Засулич. В 1878 году выстрелила из револьвера в петербургского градоначальника Трепова, который прославился порками политических заключенных. На суде вызвала симпатии присяжных и была оправдана.

Степан Халтурин. В 1880 году произвел взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II. Спустя два года участвовал в убийстве прокурора Стрельникова. Был схвачен и впоследствии повешен.

Иван Каляев. В 1905 году на территории Московского Кремля бомбой убил великого князя Сергея Александровича. Казнен через повешение в Шлиссельбургской крепости.

Уже в 90-е годы нашего времени к «взрывной практике» (но без человеческих жертв) вернулись члены «Новой революционной альтернативы». Члены подпольной организации взорвали бомбу в Останкинском военкомате Москвы, заминировали Главную военную прокуратуру и взорвали бомбу небольшой мощности у приемной ФСБ на Кузнецком Мосту. Члены НРА Надежда Ракс, Ольга Невская и Лариса Романова были приговорены к тюремным срокам. Сейчас они уже на свободе. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №43-2018 под заголовком «Вера в Засулич».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика