"Извините, лучше не можем!" Из истории советского ГОСТа
Во Всемирный день качества 8 ноября вспоминаем, откуда взялся советский «знак качества», он же попросту – ГОСТ
Во Всемирный день качества 8 ноября вспоминаем, откуда взялся советский «знак качества», он же попросту – ГОСТ.
Многие помнят кинокомедию Леонида Гайдая «Спортлото-82», когда главный герой Костя Луков, отдыхая на юге у тетушки, находит в сарае снесенные домашними курами яйца. На них он с удивлением замечает «Знак качества», который в советские времена ставили только на самые лучшие товары и продукты.
И окружает знак труда – пятиконечная звезда!
В 1964 году, когда сместили Никиту Хрущева, руководители страны призадумались. Экономика в стране упала, производительность снизилась. Требовалось народ как-то подтолкнуть, чтобы работали лучше и конкурировали между собой. Во многих странах, например во Франции, в Канаде, в ГДР, в Дании или в Японии, уже существовал «знак качества». Решили позаимствовать идею. Но как обозначать знак качества и государственный стандарт?
5 января 1967 года в газете «Советская торговля» появилась небольшая заметка: «Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР объявляет конкурс на изображение знака качества. Победитель будет награжден премией в размере 250 рублей». В состав жюри вошли представители Академии художеств, Министерства культуры СССР, разные технические комитеты, члены Союза художников и работники журнала «Декоративное искусство».
– Советские граждане самых разных специальностей включились в борьбу за победу в конкурсе, – вспоминает бывший младший редактор «Декоративного искусства» тех лет Екатерина Перегудова. – Качество по-советски представляли себе по-разному. В виде гаек, циркулей, разводных ключей, даже летящего кулака, рабочего и колхозницы, сжатых букв СССР. На некоторые проекты невозможно было смотреть без смеха: курица, несущая золотое яйцо – символ счастья и благополучия; медведь с коромыслом – воплощение силы и основательности. Среди прочих многие дизайнеры пробовали себя в конкурсе. Хотя раньше эта специальность и за профессию-то не считалась. Даже анекдот такой в народе ходил: «Приходит в комитет по культуре дизайнер и спрашивает: «У вас есть ватман?» Ему отвечают: «Еще в прошлом году уехал в Израиль». – «Вы не понимаете, я же дизайнер!» А ему: «Видим, что вы не Иванов!»
В конце концов победителем признали знак, который разработали вовсе не дизайнеры, а специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института стандартизации Владимир Лазурский, Борис Макин и Валентин Гуков. Их знак был прост, выразителен, при этом в его линиях был зашифрован вполне конкретный смысл. От слова «качество» взяли первую букву «К», повернули на 90 градусов и трансформировали ее в образ весов, как бы взвешивающих качество. Стреловидность нижней части выражала как бы ракету, которая поднимается все выше и выше. А знаменитый советский посланец на Луну – советский вымпел – дал знаку пятигранную форму. Сверху – буквы «СССР».
Значок напоминал некоего человечка. В КВН тех лет прозвучала даже такая шутка: «Пририсовали сверху голову, и получается человечек. Он как бы пожимает плечами: «Извините, лучше мы не можем!»
Первыми получили знак «Советское шампанское» и самосвал БЕЛАЗ
После того как 20 апреля 1967 года по Центральному телевидению объявили о появлении «Знака качества» и государственного стандарта, сотни советских предприятий обратились в министерства с просьбой проверить их деятельность и поставить штампы на их товары. Борьба развернулась нешуточная. Производители колбас, строго следуя ГОСТу, перестали добавлять в продукт костную муку и соевые продукты, на технических заводах детали обтачивали тщательнее, вплоть до миллиметра.
Первым штампы «Знак качества» и ГОСТ получил Электромеханический завод имени Ленина, который выпускал электродвигатели. Затем списки привилегированных пополнились «Советским шампанским», крупнейшим в мире самосвалом БЕЛАЗ, грузовиком ГАЗ-66, изделиями Сыктывкарской чулочной фабрики, конфетами «Чиполлино», дамскими пальто швейной фабрики «Вымпел».
– Прекрасно помню, что такое ГОСТ, – рассказывает известный модельер, «королева меха» Ирина Крутикова. – В нем были как минусы, так и плюсы. Если брать во внимание, например, продукты, то, конечно, ГОСТ помогал следить за качеством. А вот с одеждой... Взять, к примеру, пальто. Я сейчас не помню точные цифры, но если площадь пальто столько-то, то оно считается уже полупальто, а значит, и цена меньше. Хотя себестоимость этого изделия ничуть не меньше того, что называется пальто, но с разницей, может быть, в один квадратный сантиметр. Если говорить о мехе, то тут тоже были непонятные вещи. Люди назначали ГОСТы по выделке, вовсе не понимая все ее тонкости. В результате, бывало, из-за этого ГОСТа мех портился и потом не соответствовал общемировым нормам.
Кстати, некоторые дельцы-спекулянты в те времена закрашивали «Знак качества» и ГОСТ на обуви или одежде и наносили импортные ярлыки. Это ценилось куда дороже и лучше.
Среди табачных изделий первыми государственная комиссия отметила сигареты «Рига». В связи с этим в народе ходил анекдот: «Производителей сигарет «Рига» белорусы спрашивают: «Вы что в свои сигареты добавляете?» – «Чуть опилок, немного соломы и табак». Белорус поворачивается к другу: «Видишь, они табак все-таки добавляют!»
Бывало, что за брак предприятий «Знака качества» лишали. Например, у БЕЛАЗа из-за жалоб отбирали дважды. Потом, по исправлении брака, возвращали.
С развалом Советского Союза ГОСТ потерял свою актуальность. А «Знак качества» стал вроде сувенирного обозначения – на майках, футболках, кружках. Как олимпийский мишка.