08.11.2018

8 ноября – День качества: контроль с древних времён до наших дней

8 ноября отмечают День качества. Любой потребитель может поблагодарить поставщиков качественной продукции, оставив отзыв

Фото: // фото: Николай Гынгазов / Global Look Press

8 ноября отмечается День качества. Любой потребитель может поблагодарить поставщиков качественной продукции, оставив отзыв у них на сайте или в социальных сетях. На данный момент это единственная возможность сказать спасибо производителям, но европейские компании активно продвигают День качества, запуская различные интерактивные возможности для коммуникации с производителями и поставщиками товаров и услуг.

Сегодня любая продукция, производимая и продаваемая на рынке, имеет целый ряд обязательных сертификатов, маркировок и других способов контроля качества. Качество было важнейшим критерием оценки товара с момента возникновения торговых отношений между людьми. Контроль за ним развивался на протяжении веков: ремесленников, производивших качественную продукцию, окружали почёт и уважение, а бракоделов часто наказывали, в том числе — физически.

В древней Персии купцов, продавших негодные товары, не допускали на рынки. У древних шумеров действовал принцип «око за око»: если рушился дом, то строитель нёс потери, соизмеримые с потерями хозяина. Например, если хозяин в результате крушения дома погибал, строителя тоже предавали смерти, а если жертвой становился сын хозяина, то умерщвляли сына строителя.

На Руси, согласно «Домострою», бракоделов били по пяткам палками. Что интересно, точно так же с ними поступали и в Китае, где производство брака приравнивалось к мошенничеству.

Когда стали появляться ремесленные гильдии или коллегии, куда допускались только мастера высокого уровня, они коллегиально проводили контроль качества. Их продукция воспринималась как качественная уже по факту того, что производилась членами гильдии. И именно из-за этого члены гильдии могли продавать свою продукцию дороже. По этой причине они очень радели за качество производимых изделий, и если кто-то из мастеров выпускал брак, то его немедленно изгоняли.

На рубеже XVII–XVIII веков появился новый, более цивилизованный способ борьбы с бракоделами: их начали вызывать в суд. В 1701 году в Британии получил известность громкий процесс, когда шотландский пастух продал 150 постриженных овец для запуска прядильной мануфктуры. В результате судебного процесса пастуха приговорили к штрафу в 200 фунтов, которые тот выплатить не смог, после чего был объявлен в розыск. С тех пор цивилизованное разрешение претензий к недобросовестному поставщику происходит в судебном порядке.

Но контроль качества не ограничивался одним только наказанием бракоделов. В 1824 году в Российской империи купцы, поставлявшие товары ко двору, получили право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Одним из таких поставщиков был Иван Максимович Филиппов, основатель Филипповских булочных. Кстати, интересно, что по легенде именно Филиппов изобрёл булочки с изюмом — это случилось, когда он лично привёз Александру Второму к завтраку мучные изделия. Самодержец развернул корзину и увидел в одной из булок запёкшегося таракана. «Что это?» — спросил император. «Изюм, Ваше императорское величество», — отозвался Филиппов — и сам съел булочку с тараканом. «А почему только одна с изюмом?» — осведомился монарх. К следующему разу Филиппов привёз булочки с изюмом.

Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» существовало 32 года, пока Александр Второй не ввёл новое почётное звание — «Поставщик Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов». С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для двора в продолжение восьми-десяти лет. Этот знак с гордостью носили такие производители, как Карл Фаберже, Павел Буре, Франц Мацка, Александр Пель и другие выдающиеся производители ювелирных изделий, часов, ружей, лекарств.

В СССР появился ГОСТ: 7 мая 1926 года Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны СССР утвердил первый общесоюзный стандарт добровольного применения. Изначально он назывался ОСТ, а буква «Г» добавилась к названию только в 1940 году. ГОСТ регламентировал стандарты качества любой продукции, выпускаемой в СССР: от пищевых продуктов до железнодорожных рельсов. Никакие изделия, не соответствующие ГОСТ, не допускались к реализации, а поскольку всё производство было сосредоточено в руках государства, СССР был единственным государством, где строго соблюдались все принятые стандарты.

При этом в европейских и американских странах развивалась система сертификации качества: научно-техническая революция, появление большого количества механических транспортных средств и возможность использования химии в производстве пищевых продуктов привели к необходимости стандартизировать производство для защиты потребителей от опасной продукции. Сертификация качества развивалась, охватывая новые направления, и сегодня она присутствует в любой сфере для всех видов товаров и услуг.

В конце XX века в Европе появился отдельный праздник для благодарности поставщиков: День качества (8 ноября). В нашей стране его стали отмечать лишь в последние несколько лет, но и здесь уже сложились свои традиции. Российские компании в этот день устраивают акции и конкурсы для клиентов и партнёров, проводят ярмарки и фестивали, бесплатные дегустации, а многие производственные предприятия устраивают день открытых дверей. Таким образом, контроль качества начинает возвращаться к гражданам, которые регулируют, какие продукты и услуги будут их окружать.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика