Молодежь не знает историю РФ? Педагоги поспорили с Мединским
Преподаватели истории прокомментировали заявление Владимира Мединского о том, что молодежь ничего не знает о прошлом РФ
Преподаватели истории прокомментировали заявление Владимира Мединского о том, что молодежь ничего не знает о прошлом РФ.
Министр культуры Владимир Мединский представил на Белградской книжной ярмарке свою книгу «Война. Мифы об СССР 1939–1945 годов». Глава Минкульта написал ее в 2009 году после многочленных поездок по стране в составе комиссии правительства по истории Второй мировой войны. По словам Мединского, в то время он много общался со студентами и пришел к выводу, что за 20 лет в России выросло поколение людей, которые превратно представляют себе историю своей страны: «Они либо ничего не знают, либо у них голова забита всякой чушью», – заявил министр, подчеркнув, что современная молодежь узнает о российской истории из голливудских фильмов, компьютерных игр и статей в интернете.
Sobesednik.ru решил выяснить, как преподаватели истории оценивают уровень исторических знаний нынешней молодежи.
Иван Филатов, учитель истории и обществознания в казанской гимназии №90:
– Я на 100% с этим мнением не согласен. Есть много учеников, которые интересуются историей России, ходят на выставки и патриотические фильмы. Что мы в обществе сейчас популяризируем, тем дети и интересуются. Например, детям интересна Великая Отечественная война. Мы с детьми ходили на исторические фильмы, на тех же «28 панфиловцев». Все наше общество этой теме уделяет определенное внимание, и это правильно.
Интернет по-разному влияет на уровень знаний ребенка. Кто-то в интернете ищет научные статьи или хотя бы ссылки из «Википедии», чтобы подготовиться к урокам, а кто-то лезет на сайты, которые совершенно не нужны, а порой и вредны.
Поколения не всегда отличаются друг от друга. Я не могу сказать, что это какое-то потерянное поколение. Иначе бы у нас не было побед в международных олимпиадах. И должно было бы случится что-то совсем страшное, если бы это поколение было совсем плохим. Но есть прослойка детей, которая действительно непонятно о чем думает, живет одним днем, не смотрит ни в прошлое, ни в будущее.
Алексей Киличенков, профессор РГГУ:
– Студенты и школьники, у которых я вел занятия, историю России, конечно, знают. Как они могут ее не знать, если им приходится сдавать экзамены? По своему опыту могу сказать, что с течением времени изменился набор нормативного знания – имена, даты, содержание событий, – который мы в свое время получили в школе и университете. Мы намеренно или ненамеренно задаем вопрос об уровне знания молодежи, опираясь на собственные нормативные знания, полученные десятилетия назад. И здесь приходится признать, что уровень знания тех фактов, тех имен и дат снижается. Но если говорить о современном знании – в том объеме, в котором его обеспечивает научное сообщество, – то в этом отношении снижения я не наблюдаю.
Приведу простой пример. В школе, армии и институте мы учили наизусть или близко к тексту содержание трудов Ленина. Это уже в прошлом, но мы подсознательно пытаемся проверить студентов на знание подобного рода фактов. Здесь мы не находим ни соответствия, ни понимания. Но интерес к истории, особенно интерес к сложным и, можно сказать, «больным» вопросам нашей истории сохраняется, более того, в последние годы он повышается. Содержание таких событий и их интерпретации молодые люди знают.
Павел Кротов, профессор Санкт-Петербургского университета:
– Я контактирую с определенной частью молодежи – с той, которая увлечена историей. Они знают историю России и хотят знать ее еще лучше. А если говорить о молодых людях из других вузов, которые историей не интересуется, то вспоминается анекдот: «Кто был женой Ленина? Ну Ленина». Эта часть молодежи стремится к знаниям в других областях – техника, программирование и так далее. Они историю не знают и знать не хотят.
Я знаю, что молодежь сейчас висит в интернете. Я могу предположить, что есть такие молодые люди, чьи головы до беспредела забиты всякими трансформерами и покемонами. Но сколько их, я не знаю.
Первокурсники, которые к нам приходят, – они прямо детки. Я такой же был на первом курсе. Сейчас я вижу повторение себя в этих детках. Третий-четвертый курсы – это уже достаточно профессиональные историки. Людьми, которые приходят к нам, движет не жажда больших денег и не жажда административного роста: они увлечены нашей богатой историей.