Станет ли РПЦ церковью одной нации? Андрей Кураев – о православном расколе
Конфликт РПЦ с Константинополем становится всё острее. Яблоко раздора — вопрос об автокефалии Украинской церкви
С каждым днем конфликт РПЦ с Константинополем становится все острее. Яблоко раздора — вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.
В пятницу Константинополь послал на Украину двух епископов в статусе экзархов (послов). Москва тут же объявила о разрыве отношений. Хотя до понедельника послы даже ни с кем не встретились и не сделали ничего церковно-значимого (не служили, не проповедовали, никого не посвятили в сан...).
Так что у Москвы был повод для громких заявлений, но не было повода для действий. Нет ни церковного, ни светского закона, который бы говорил, что наказывать надо за намерения. Ведь Константинополь не назначил в Киев своего митрополита. Он всего лишь послал послов. Как можно наказывать за это?
Какова миссия послов? Слушать людей, собирать информацию. Потому-то и назначил Патриарх Варфоломей этнических украинцев, которые знают язык и не вызывают на Украине отторжения.
Константинополь мог бы, конечно, согласовать это решение с РПЦ. Но обязан не был.
Московский Синод дал Константинополю полный стол козырей для того, чтобы на весьма серьезных основаниях не принимать наше мнение во внимание. Тот, кто объявляет о разрыве (расколе), с точки зрения канонов становится «невидимкой». Его права и мнения не учитываются.
Да, Константинополь замахнулся. Но первой все-таки ударила Москва — разорвав церковное общение без оснований к тому. Я узнал, что мой дом будут сегодня грабить, и сел у окна с ружьем. Вот те двое прохожих показались мне подозрительными, и я стал по ним палить. Кого суд сочтет преступником?
Константинополь некогда крестил Киевскую Русь, и Украина 700 лет была именно с Константинополем. И с точки зрения Константинополя, Москва туда вошла не очень канонично. Но пока Москва защищала православную Украину от польской унии, там закрывали на это глаза... А сейчас говорят, что Москва уже не может сохранять православие в этой стране: раскол длится уже 30 лет, а на его фоне растет влияние католичества (унии).
У Москвы свои аргументы, своя версия истории, свои претензии и обиды. Эти обиды скрупулезно перечислил наш Синод в своем заявлении. Но при этом не предложил никакой программы помощи украинскому православию.
Модная ныне установка (кругом враги) отравляет прежде всего нас самих. И то, что Патриархия спешит зарываться в эти же окопы, плохо скажется на будущем нашей страны. Ведь если дело дойдет до раскола, РПЦ станет подобной армянской церкви. То есть станет церковью одной нации. Ничего хорошего в этом нет.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2018.