"У России будет два интернета: государственный и нормальный"

Интернет-эксперт Антон Меркуров рассказал Sobesednik.ru, что будет с интернетом и его сообществом в будущем

Фото:

Интернет-эксперт Антон Меркуров рассказал Sobesednik.ru, что будет с интернетом и его сообществом в будущем.

Государство в последние полгода все больше и больше уделяет внимание интернету и его «неподобающему» контенту: сначала пригрозило заблокировать «Википедию», потом отправило в вечную блокировку RuTracker.

11 февраля глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что через полтора года весь контент социальной сети «ВКонтакте» станет полностью легальным. Также стало известно о намерении под контроль интернет-трафик в стране. Журналист Александр Плющев в интервью Sobesednik.ru выразил опасение, что через три года легальной останется только одна государственная интернет-сеть, через которую можно будет подключиться к иностранным доменам.

Sobesednik.ru расспросил интернет-эксперта Антона Меркурова о том, действительно ли все эти действия приведут к блокировке интернета в России. Как оказалось, эксперт придерживается совсем другого мнения:

— Это [блокировки] приведет к тому, что благодаря некомпетентности тех людей, которые принимают решения, нынешняя модель работы государства схлопнется. Потому что если много-много закрывать, в какой-то момент тот, кто закрывает, получит по голове.

В данном случае [государство] получит по голове от народа в той или иной форме, потому что это влияет на устройство интернета внутри страны и на устройство интернета вообще. Когда люди принимают решения исходя не из реальных нужд общества, а исходя из того, чтобы удержаться на своем месте, то понятно, что ни к чему хорошему это не приведет.

[:image:]

— Есть те, которые все же уверены в том, что мы останемся без интернета через три года.

— Не совсем так. У нас будет два интернета: первый — это такой государственный интернет — я сейчас очень условно говорю, — который чистый, красивый. Возглавляет этот интернет, естественно, компания «Ростелеком», которая консолидировала госактивы и частично принадлежит государству. Насколько у государства хватит денег содержать интернет — такого он и будет объема.

А второй интернет — это будет нормальный интернет, где все будет работать и все будет хорошо. Бизнес будет, конечно, вести сложнее, потому что, сами понимаете, в каком бы мы из этих двух интернетов ни были, мы все равно привязаны к стране. Меж тем, ну, заблокировали RuTracker, они думают, что все помогло. А RuTracker работает, и все хорошо.

У нас дальше будет происходить разделение между обществом и государством, и в том числе оно будет происходить по такой форме, что те люди, которые обходят все государственные запреты — а обойти их можно нажатием одной кнопки, — они как бы в другом мире начинают существовать.

Смотрите: на территории России заблокирован RuTracker. Вы приняли меры и пользуетесь RuTracker или чем угодно. В этой ситуации вы выпадаете из контроля, обзора и прочего каких бы то ни было органов государственной власти России, да и не только России. Вы в интернете пропали, вас нет. Но при этом вы свободно все качаете, никого не трогая.

А там эти товарищи, они сражаются в рамках своей какой-то внутренней сети. И тех людей, которые не приняли эти меры, становится все меньше. Вот заблокировали RuTracker — те, кто это не сделал, будут жить в интернете, в котором он заблокирован, а все остальные, нормальные люди, будут жить в открытом интернете.

— Вот вы сказали «тот, кто закрывает, получит по голове от недовольных». По сути, недовольные — это интернет-сообщество. Однако сейчас, глядя на него, создается впечатление, что все, что оно может — это только шутить над всем вокруг.

— Вы знаете, это зависит от поколения, это временная штука. С одной стороны, люди моего поколения — мне 35 скоро будет — выросли без государства, привыкли от государства не зависеть и с ним не контактировать.

С другой стороны, появляются новые пользователи интернета, появляются интернет-издательства. Появляются потихонечку структуры, которые готовы оказывать на государство давление. А самое главное — мы как-то так привыкли к интернету, что если его начать ломать (то, чем, собственно говоря, занимаются эти товарищи — они его ломают; мы его строили — а они ломают), то когда-то это, конечно же, вызовет недовольство.

— И как по-вашему, какая часть пользователей активно выступит против?

— Мне сложно прогнозировать, потому что сейчас в России все довольно нестабильно. И эта нестабильность может продолжаться довольно долго и упорно и печально. Но в какой-то момент это все должно начать шевелиться, потому что... Ну потому что. Нельзя долго сидеть и закручивать гайки. Все равно должен быть какой-то эффект обратный произойти.

— То есть интернет-сообщество все же сможет ответить государству?

— Скажем так: не интернет-сообщество будет противостоять государству, а государство — они в прошлом живут — [будет противостоять] интернет-сообществу, которое живет в будущем. И государство может раствориться в конце концов в интернете. Оно будет уменьшаться, уменьшаться и уменьшаться.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика