Интервью: Три года до госмонополии на интернет

Sobesednik.ru узнал у эксперта, что скрывается за желанием государства контролировать интернет-трафик в России

Фото: Законопроект Минкомсвязи // Zamir Usmanov / Russian Look

Sobesednik.ru узнал у эксперта, что скрывается за желанием государства контролировать интернет-трафик в России.

Ранее Sobesednik.ru писал о том, что Минкомсвязи РФ разработало законопроект, направленный на установление контроля над интернет-трафиком. Документ предполагает возможность государства мониторить использование DNS- и IP-адресов, а также следить за работой критических элементов российского интернета.

Sobesednik.ru связался с известным журналистом Александром Плющевым и выяснил, что ждет российских интернет-пользователей, если законопроект Минкомсвязи будет принят.

— В проекте, который был опубликован 11 февраля, речь не идет о контроле над содержанием трафика. Речь идет о контроле над распределением трафика. Есть определенное беспокойство, что Россия может целиком попасть под те санкции, под которые попал Крым, — сказал Александр Плющев.

— О каких именно санкциях идет речь?

— Если жители Крыма попытаются купить что-то на AppStore, Google Play или даже на сайтах авиакомпаний, то у них ничего не получится. Все платные сервисы иностранных компаний в Крыму запрещены в связи с американскими и европейскими санкциями. Россия рассматривает вероятность того, что подобные санкции будут введены для всей страны. В связи с этим принимаются дополнительные меры по контролю трафика.

— То есть на свободу российских пользователей в интернете это не повлияет?

— Они [инициаторы законопроекта] так говорят. Что будет на самом деле, покажет время. Не всегда заявленные изначально цели совпадают с тем, чем потом руководствуются те или иные органы. Я думаю, власти потихонечку подготавливают нечто вроде китайского варианта. Сейчас у нас несколько провайдеров может независимо от государственного осуществлять услуги заграничного трафика. Государство со временем будет пытаться взять их под свой контроль, чтобы иметь одного провайдера, который бы осуществлял заграничный трафик.

— Предложенный законопроект об этом?

— Этот документ как раз это и предусматривает. Эта задача сейчас стоит на первом месте. Все остальное более-менее решаемо. Другое дело, что в данном случае нужно решать вопрос с частной собственностью. Провайдеры же частные, и их надо каким-то образом поставить под контроль. Но сумели же телевидение под контроль поставить. Я думаю, рано или поздно и провайдеров поставят.

[:image:]

— Какие меры в этом направлении может принять государство?

— Например, принять ряд законопроектов о том, что в доле провайдеров, осуществляющих трансграничный график, должно быть хотя бы 26% государственных акций или 50% плюс одна. Много еще способов у чиновников есть. Можно принять какие-то бюрократические меры, которые сделают невозможным оказание подобных услуг.

— Если останется один провайдер, то как изменится российский интернет?

— Я думаю, что внешний вид его не поменяется. Могут быть изменения с точки зрения удобства пользования. Если произойдет какая-то авария, то это будут чувствовать сразу все, а не только пользователи одного какого-то маленького провайдера. А вид интернета никак не поменяется. Он будет точно таким же. Другое дело, что всегда проще блокировать какие-то ресурсы, например YouTube, одним поворотом руки, а не как сейчас. Сейчас даже RuTracker заблокирован не полностью.

— Если законопроект Минкомсвязи примут, то чего не смогут делать российские интернет-пользователи в Сети?

— Дело не в критических изменениях из разряда «сейчас могут, а потом не смогут». Смогут, но труднее — скажем так. Сейчас ряд провайдеров не спешит выполнять распоряжение Роскомнадзора и судов и не всегда блокирует запрещенные ресурсы. К тому же они добавляют сведения о том, как можно обойти блокировку. Сейчас у людей есть выбор. Допустим, если тебе не нравится твой провайдер, ты можешь выбрать другого. Пока еще. Потом это уже не будет иметь смысла, потому что выход будет только через одного провайдера.

Сейчас можно обойти блокировки, и потом можно будет их обойти. Предлагаемые сейчас меры никоим образом не затрагивают это. Другое дело, что люди могли получить информацию об инструментах гораздо легче, чем сейчас, — говорит Александр Плющев.

— А как бы вы оценили свободу российского интернета?

— У нас интернет уже признан несвободным. Есть несколько рейтингов, в которых мы переведены в страны с несвободным интернетом. Я бы согласился с этой оценкой. В стране, где за комментарий и лайк можно стать фигурантом уголовного дела, там, где блокировка ресурсов применяется внесудебно, в том числе по весьма надуманным основаниям, сложно говорить о свободе Сети.

— Какие необдуманные основания могут «придумать» регуляторы?

— Например, не могут блокировать по техническим причинам одну страницу и блокируют «за компанию» все [страницы], сидящие на этом IP.

— Связан ли законопроект Минкомсвязи с тем, что недавно всерьез обсуждали возможность блокировки ряда соцсетей в России?

— Это не совсем связано. Это все идет в одном направлении, но не рука об руку.

— Вы уже упоминали о Китае. Как вы думаете, насколько интернет-сферы в России и Китае похожи?

— Практически бок о бок идем. Единственное, что ресурсы в Китае и в России [контент] блокируется по разным причинам. В Китае блокируют не только по политическим причинам, но и по экономическим. Таким образом оказывают преференции собственным компаниям.

— Сколько времени потребуется государству на то, чтобы «закрыть» российский интернет?

— Я думаю, что в течение трех лет это возможно. Это сложно технически сделать.

— Получается, что скоро россияне могут лишиться возможности заходить на иностранные ресурсы, если будет один провайдер?

— Один международный. Внутри РФ их будет много. Каждый сотовый оператор — это провайдер. У нас сейчас их четыре. Но наружу будет выходить только один. Или их будет несколько, но они будут государственными.

­— И не будет никаких вариантов «обмануть» оператора?

— Будут, конечно. Кстати, 10 февраля суд признал одну из страниц сайта «Роскомсвобода», где как раз описаны все эти инструменты, незаконной, — напомнил Александр Плющев в интервью Sobesednik.ru.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика