Олег Кашин: В ожидании большой катастрофы люди делаются весёлыми
Sobesednik.ru вместе с Евгением Ройзманом и Олегом Кашиным разобрался, что стоит за флешмобом «Мои первые деньги»
Sobesednik.ru вместе с Евгением Ройзманом и Олегом Кашиным разобрался, что стоит за флешмобом «Мои первые деньги».
С конца января в Интернете проходит флешмоб «Мои первые деньги». Пользователи соцсетей — и рядовые граждане, и знаменитости — делятся своими воспоминаниями о том, как они заработали свои первые деньги.
Флешмоб запустила Мария Подлеснова — глава компании Rusbase, которая публикует информацию о современных технологиях и бизнесе, а также разрабатывает сервисы для предпринимателей и инвесторов. По словам Подлесновой, цель флешмоба «Мои первые деньги» заключается в том, чтобы настроить людей на позитивный лад во время кризиса, вернуть им веру в себя и в свою способность зарабатывать деньги. Как призналась девушка, она совсем не ожидала, что флешмоб обретёт такую бешеную популярность.
Давайте вспомним, кто и как начинал? Мир хочет знать, как вы заработали первые деньги и на что их потратили $$$.Пишите...
Опубликовано Rusbase 27 января 2016 г.
Интересно, что 3 февраля к флешмобу «Мои первые деньги» присоединилась общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», первым вице-президентом которой является секретарь Общественной палаты РФ и сопредседатель Общероссийского народного фронта Александр Бречалов.
Sobesednik.ru решил выяснить, не является ли ностальгический флешмоб о первой работе частью информационной политики Кремля. Может быть, провластные политтехнологи пытаются внушить населению оптимизм за счёт нашего прошлого, отвлекая от настоящего с его безработицей, инфляцией и обесценивающейся нефтью?
Подозрения Sobesednik.ru отчасти развеял мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который не увидел во флешмобе «Мои первые деньги» никакого подвоха.
[:image:]
— У каждого есть своя история зарабатывания своих первых денег. Как правило, эти истории позитивные, потому что все вспоминают родителей, как они отреагировали на первые деньги. Это взросление, первый такой опыт. Нет, здесь нет никакого подвоха. По моему ощущению, это совершенно спонтанный флешмоб.
— Поможет ли он людям как-то взбодриться во время кризиса?
— Ну и это в том числе. Хотя страна очень сильно изменилась с тех пор, это может натолкнуть людей на какие-то мысли, показать варианты сопротивления.
— Вы участвовали в этом флешмобе?
— Я в нём не участвовал, потому что у меня история зарабатывания первых денег была очень примитивной. Мне ещё не было и 13 лет. Две овощебазы были рядом с Уралмашем — шестая и четвёртая. Я был крупным и сильным мальчиком, мне отец подсказал, и я туда приходил, прибивался к бригаде, разгружал помидоры и арбузы. Летом я зарабатывал достаточно приличные деньги. Для меня это ещё была и тренировка дополнительная: тренер это одобрял [Ройзман — мастер спорта по трофи-рейдам, то есть соревнованиям по преодолению бездорожья — прим. авт.]. Потом я этим занимался долго, когда в техникуме учился. В университете я уже этим не занимался. У нас у многих появились возможности зарабатывать лет с 13. Ну, я чуть раньше начал.
— Что дала вам эта работа помимо денег?
— Она научила меня беречься, потому что это работа тяжёлая. Научила меня смотреть, как работают другие, моментально перенимать любой позитивный опыт. А самое главное — это на всю жизнь научило меня не бояться физической работы.
***
Точку зрения екатеринбургского градоначальника разделяет и журналист Олег Кашин, которого Sobeserdnik.ru тоже попросил поразмыслить о том, что стоит за флешмобом «Мои первые деньги».
Как напомнил Олег Кашин, в 2015 году российское издание Colta и фонд «Ельцин Центр» (в его попечительский совет, кстати, входит и Ройзман) запустил мегапопулярный флешмоб «Остров 90-х», наводнивший соцсети ностальгическими фотографиями 20-летней давности. Кашин одним из первых присоединился к этой акции. По признанию организаторов, она преследовала две цели: привлечь внимание к одноимённому фестивалю и осмыслить заковыристые уроки недалёкого прошлого.
— Некоторые тогда тоже говорили, что это политтехнологи [придумали флешмоб]. Может быть, здесь тоже кто-то что-то пытается использовать. Но, по-моему, до сих не придуман беспроигрышный способ конвертировать искренних флешмоб-пользователей во что-то нехорошее. Так что здесь я бы не боялся никакого подвоха. Флешмоб может быть частью какого-то общего настроения, хотя пока, по-моему, он им не стал, — сказал Олег Кашин.
Сам Кашин во флешмобе «Мои первые деньги» не участвовал. По его мнению, существуют куда более действенные с психологической точки зрения способы испытать оптимизм, нежели участие в разных флешмобах.
Под конец нашего разговора журналист попытался определить настроение, которое в данный момент царит в российском обществе:
— Это не пессимизм, это такое интересное чувство, которое стало массовым не сейчас, а чуть раньше, когда в ожидании какой-то большой катастрофы люди делаются весёлыми и, скажем так, бесшабашными, — отметил Кашин, согласившись с тем, что нынешнюю ситуацию можно условно назвать пиром во время чумы.
[:wsame:][:wsame:]