Как вычислить смертника в свете угрозы терактов в Москве?
За годы спокойной жизни мы забыли элементарные правила безопасности, говорит экс-специалист КГБ об угрозе терактов
Чекист, который отвечал за безопасность первых лиц, рассказал Sobesednik.ru, какое поведение должно вызывать подозрение.
Угроза двойного теракта, которую всерьез на днях обсуждали в соцсетях, заставила задуматься о том, как мало мы сами можем сделать для своей безопасности. Вот четко ли вы знаете, по каким критериям можно распознать потенциального террориста или других злоумышленников?
Поскольку мы живем, к сожалению, в непростое время, Sobesednik.ru считает, что будет нелишним поговорить хотя бы о самых основных вещах со специалистом. Тем более 12 октября стало известно, что в центре Москвы были задержаны 10 человек по подозрению в подготовке терактов в столице.
О том, на что обращать внимание в общественном транспорте, в частности, в метрополитене, мы расспросили генерал-майора Валерия Величко — экс-работника КГБ, который в 1980-е годы курировал охрану первых лиц государств (и нашего, и других), а ныне возглавляет «Клуб ветеранов госбезопасности».
— После взрывов в Московском метрополитене на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» [в 2010 году] было сказано, что выделены огромные деньги, чтобы создать систему технического обеспечения, технического контроля всех опасных объектов, — напомнил Валерий Величко в интервью Sobesednik.ru. — Не хочу никого критиковать, но хочу отметить, что таких объектов, помимо аэропортов и метро, достаточно много. Это и большие супермаркеты, и огромнейшие спортивные сооружения... Сколько бы мы денег здесь ни тратили, обеспечить достаточно большую гарантию безопасности довольно сложно.
[:xsame:]
Недавно где-то прочитал одну очень хорошую мысль, что бороться с терроризмом должно государство, но победить терроризм может только общественность. Основная задача на сегодняшний день — это воспитание народа, воспитание коллективной безопасности. Чтобы каждый человек, выходя из дома, заходя в метро, знал все признаки, которые необходимо замечать и о которых необходимо сообщать в соответствующие структуры. На сегодняшний день я не видел этого нигде — ну, может, где-то в подъезде висит какая-то памятка о борьбе с терроризмом. И всё. Но и это всё общие разговоры. Нужна четкая конкретика: на кого обращать внимание, кого считать подозрительным?
— Да, я вот не знаю даже, где у нас можно прочитать конкретные рекомендации. Зато знаю о памятке МВД, как делать безопасное селфи...
— Да! Все говорят «надо бороться», а как бороться? Бороться должно государство, но не только этими огромными техническими средствами. Главная задача — проникновение в саму террористическую среду и получение информации о том, что готовится. Наличие такой информации означает, что мы что-то знаем. На территории России сейчас основными террористами являются люди кавказских национальностей. Увидев женщину в хиджабе или яркого выходца с Кавказа, конечно, нужно на них обращать особое внимание. Это первое. Второе: как правило, террористами являются молодые люди. В среднем 75 процентов террористов моложе 25 лет. Это уже второй признак: если идет достаточно молодой представитель наших кавказских республик, то нужно внимательно посмотреть на него. Чтобы совершить взрыв, он должен что-то иметь в руках: достаточно тяжелая сумка, по которой видно, что там не книжки и тетрадки, а что-то серьезное. Везде объявляют, что надо обращать внимание на бесхозные предметы: пакеты, сумки женские или хозяйственные. Такую вещь ни в коем случае нельзя трогать, чтобы посмотреть, что в ней, а доложить в соответствующие структуры. У нас сейчас по станциям метро бродит огромное количество милиционеров, которые не знают, чем им заняться. Нужно поймать одного из них и сообщить, что есть такая подозрительная вещь.
[:xsame:]
Важно и психологическое состояние человека. Если он озирается, чересчур внимательно осматривает окружающих таким проницательным взором, то ясно, что он что-то готовит. Это может быть и вор-карманник, что тоже неприятно. На таких людей нужно тоже обращать внимание и ориентировать соответствующие службы. Это третий важный признак.
— Говорят, у террористов-смертников стеклянный взгляд от психотропных средств, которые им дают, чтобы они не передумали в последний момент...
— Да, это какое-то необычное психологическое состояние. Человек потеет, хотя не жарко, покрывается холодным потом. И то, о чем вы говорите, — стеклянные глаза, обеспокоенность, когда человек постоянно оглядывается, озирается.
— Или наоборот: все готовятся к выходу на станции, а он замер.
— Да, углублен в себя, не реагирует ни на что вокруг. Вот о таких лицах нужно сообщать обязательно, они должны сразу у вас вызывать подозрение.
— Спасибо вам за консультацию.
— Хотел бы еще добавить, — Валерий Величко тяжело вздохнул и сказал это, уже почти когда мы прощались. — Моя семья является одной из жертв этого взрыва [в Московском метрополитене в марте 2010 года]. Мой зять находился в нескольких метрах от взрыва на «Лубянке». У него множественные осколочные ранения, он потерял один глаз, уши не слышат, ноги перебиты... В «Склифе» его буквально из ничего собрали. Студент-медик ремнем перетянул ноги, чудом остановил кровопотерю — а то так бы его жизнь там и закончилась.
Каждый человек, помимо того, как распознать террориста, должен знать еще минимум медицинских приемов: например, что во время аварии и удара в машине человека нельзя трогать и переносить, потому что может быть поврежден позвоночник. Важно донести до читателей Sobesednik.ru, что каждый должен вспомнить, чему его учили в школе или армии: минимум того, что делать нельзя и что делать нужно в подобных ситуациях. За годы спокойной жизни мы забыли даже то, как кровь остановить и что ни в коем случае нельзя трогать человека после большой травмы.
[:wsame:]
Другие материалы о террористической угрозе читайте на странице Исламизм.