Социальные реформы, которые загубили российские власти
Продолжающаяся более 10 лет пенсионная реформа поставлена под угрозу: сперва правительство решило заморозить отчисления граждан в НПФ за 2014-2015 годы, теперь рассматривается возможность полного отказа от накопительной части пенсии.
Продолжающаяся более 10 лет пенсионная реформа поставлена под угрозу: сперва правительство решило заморозить отчисления граждан в НПФ за 2014-2015 годы, теперь рассматривается возможность полного отказа от накопительной части пенсии.
Накопительная пенсионная система
14 августа министр труда РФ Максим Топилин в интервью «Известиям» заявил, что накопительную часть пенсии необходимо сделать добровольной. В рамках обязательной системы взносы за каждого конкретного гражданина делает его работодатель, в случае утверждения новых правил — россияне будут сами решать, какую часть зарплаты направлять в НПФ.
Отвечая на вопрос, как правительство намерено использовать изъятые у россиян накопления, министр сообщил, что средства будут потрачены на выплаты сегодняшним пенсионерам.
Отметим, что замороженные правительством в октябре прошлого года средства НПФ за 2014 год, по словам министра финансов Антона Силуанова, возвращены не будут. Чиновник признался, что деньги были потрачены на Крым.
Провал накопительной пенсионной системы еще в 2012 году признала вице-премьер Ольга Голодец, заявившая, что участникам программы не удается накопить достойную сумму на старость. Свой тезис она отчасти повторила в начале августа, отметив, что вопрос об отмене программы активно обсуждается в правительстве. Между тем многие эксперты считают, что провал реформы напрямую связан со стремлением властей справиться с бюджетным дефицитом.
[:image:]
Нацпроект «Здоровье»
Многие уже забыли о существовании национальных проектов, запущенных президентом Владимиром Путиным еще в середине 2000-х годов. Главной целью масштабной программы было развитие человеческого потенциала в России.
Одно из ключевых направлений — модернизация системы оказания медицинской помощи — осуществлялась в рамках проекта «Здоровье», стартовавшего в 2006 году. Амбициозные цели и масштабное финансирование не оправдали ожиданий.
Так, в 2009 году критику Госдумы вызвал уровень лекарственного обеспечения граждан, а также профессионализм кадрового состава, который за годы реализации проекта не претерпел существенных изменений. Отсутствие внятной системы переподготовки врачей привело к тому, что новейшее оборудование осталось невостребованным.
Особенно бурно о провале нацпроекта «Здоровье» заговорили после трагедии в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» 5 декабря 2009 года, когда выяснилось, что региональные медучреждения не в состоянии работать в экстренных ситуациях и при большом наплыве пациентов.
К печальным результатам привела и традиционная российская проблема — коррупция. Счетная палата сообщала о серьезных финансовых нарушениях при выполнении ключевой задачи нацпроекта — строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий.
[:image:]
Монетизация льгот
Серьезные недоработки при подготовке законодательной базы и реализация на местах сыграли роковую роль в затее российского руководства провести монетизацию льгот в 2004 году.
Согласно принятому закону, вся ответственность за процедуру монетизации перекладывалась на региональные власти. При этом документ предусматривал единый размер денежной компенсации для каждого вида льгот. Это было выгодно жителям сельской местности, редко пользующимся привилегиями, но ударяло по гражданам, ранее получавшим бесплатно или с существенной скидкой дорогие медицинские препараты.
Кроме всего прочего, существование льгот создавало для некоторых чиновников среднего звена условия для коррупционной деятельности, поэтому в ряде субъектов РФ монетизация всячески тормозилась местными властями.
Все эти обстоятельства привели к акциям протеста, в которых в основном принимали участие пенсионеры. Возмущение, хотя и не такое яростное, также выражали военные. Уже в первый месяц кампании по монетизации крупнейшие митинги прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Рейтинг президента Путина, до этого достигавший 80%, резко упал до 48%. В итоге российские власти были вынуждены начать программу по возращению льгот.
[:image:]
Реформа ЖКХ
После вступления в силу в 2005 году нового жилищного кодекса в России стартовала масштабная реформа ЖКХ. Одной из ключевых ее целей стала передача в частные руки ранее осуществляемого государством контроля над жилищным фондом.
Негативные отзывы в адрес законодательной базы реформы начали появляться еще до запуска кампании: в жилищном кодексе, считают юридические эксперты, недостаточно четко прописаны механизмы управления имуществом. Особенно жесткой критике и тогда, и сейчас подвергается сложная во всех отношениях процедура создания Товарищества собственников жилья (ТСЖ). Сильно осложняет ситуацию и низкая осведомленность граждан о методах управления жилищным фондом.
В этих условиях россияне чаще всего, иногда даже не зная об этом, передают контроль над имуществом управляющим компаниям. Их-то теперь власти и называют главными виновниками провала реформы жилищно-коммунального хозяйства. Так, в начале 2014 года глава наблюдательного совета при «Фонде содействия по реформированию ЖКХ» Сергей Степашин заявил, что массовое привлечение коммерческих организаций только ухудшает ситуацию в этой сфере и способствует нецелевому использованию средств.
Впрочем, тот же Степашин, еще будучи главой Счетной палаты, в 2013 году заявлял, что кризис в отрасли связан с коррупционной составляющей: муниципальные власти зачастую получают большие доходы от подконтрольных им коммунальных компаний. В этой ситуации даже самые инициативные граждане, разобравшиеся в тонкостях жилищного кодекса, вынуждены сталкиваться с непреодолимыми препятствиями.