Стрельба в московской школе и молоток Владимира Путина

Комментируя захват заложников в московской школе, Владимир Путин объяснил поведение подростка, застрелившего двух человек, отсутствием у российской молодёжи понимания искусства. Это заявление удивило многих

Фото: Global Look Press

Комментируя захват заложников, произошедший 3 февраля в московской школе № 263, Владимир Путин объяснил поведение подростка, застрелившего двух человек, отсутствием у российской молодёжи художественного вкуса и понимания искусства.

Это заявление Владимира Путина удивило многих. Оно, конечно, как будто выдернуто из контекста: эти слова президент произнёс, открывая заседание президентского совета по культуре и искусству. Вероятно, Путин хотел таким образом настроить членов этого совета на активную работу и намекнуть, что всё в их руках. Но даже если так, это не слова Путина вырваны из контекста, как, например, легендарная цитата Ленина о «важнейшем из искусств», — это у Путина контекст за уши притянут к событию. Причём тут художественный вкус? История знает сотни героев-невежд и сотни образованных злодеев и негодяев с утончённым художественным вкусом.

Позволим себе провести неочевидную параллель. В минувшее воскресенье российская сборная по хоккею с мячом одержала победу в финале чемпионата мира. В одной из групп нашего портала в соцсетях был по этому случаю проведён опрос: «Какие виды спорта стоит развивать России — популярные и зрелищные или те, в которых и так всё получается?» Некоторые участники опроса выбрали шуточный вариант ответа — «Некогда развивать, нужно больше Олимпиад». Так вот: шутки шутками, но эта фраза, отсылающая к Интернет-мему «Некогда объяснять, <делай Х>», похоже, довольно точно описывает алгоритм решения проблем, используемый российской властью. Если есть проблема, у неё должно найтись простое и в то же время масштабное решение, требующее финансовых вливаний и пропагандистского набата.

Такое отношение в первую очередь проявляется в бесконечном закручивании гаек, когда на любое событие в общественной и политической жизни власти отвечают новыми запретительными законами. Что бы ни случилось, какая бы общественная проблема не появилась на горизонте, ответ всегда один: ещё больше запретов, ещё больше полномочий чиновникам, полиции и спецслужбам; ещё меньше свободы людям, ещё меньше возможностей выбора для них. На поверку оказывается, что подобный подход применяется и в культуре, и в спорте, и бог весть где ещё: больше государственных трат (которые потом задним числом объявляют разумными, как траты на Олимпиаду в Сочи), больше насаждения духовности, религиозности и прочих духовных скреп — которые тоже требуют нешуточного финансирования...

На ум приходит фраза легендарного социолога, автора концепции «пирамиды потребностей» человека Абрахама Маслоу: «Если единственный инструмент, который у вас есть, — это молоток, трудно не поддаться искушению в любой проблеме видеть гвоздь». Молоток, конечно, прекрасный инструмент, а главное — крепкий. Им можно забить немало гвоздей — и разломать немало вещей, ошибочно принятых за гвозди. Но рано или поздно любой такой универсальный молоток встречается с проблемой, о которую ломается сам.

Случаи, подобные трагедии в школе № 263, происходили и будут происходить всегда, потому что всегда будут люди, выведенные из душевного равновесия или просто душевнобольные. Искоренить подобные ситуации можно, например, обеспечив школы нормальной охраной. (Сегодня же, как известно, «охранные структуры» — это огромная чёрная дыра на рынке труда, которая превращает трудоспособных мужчин в кроссвордовых наркоманов.)

Это, конечно, не так интересно и масштабно, как снять 146 фильмов о том, что расстреливать одноклассников и учителей, охранников и полицейских, да и вообще людей — плохо. Но что расстреливать людей плохо, вообще-то все и так знают. Если кто-то в сознательном с точки зрения УК возрасте этого не знает или в порыве слепого отчаяния забыл об этом, ему, к несчастью, фильмами не поможешь. Казалось бы, очевидные вещи — однако согласиться с этим для многих немыслимо. Ведь это означает признать, что люди, в том числе подростки, устроены чуть сложнее, чем роботы, которые всегда действуют в соответствии с заложенной в них программой — будь она «патриотической», «гей-пропагандистской» (как у первой в России несовершеннолетней, поставленной на учёт за пропаганду вы поняли чего среди сверстников) или «американско-боевичной». Впрочем, даже роботов не чинят молотками — но у российской власти других инструментов не было и не предвидится.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика