4 организатора сталинского террора, ставших его жертвами
30 июля 1937 года советская власть подписала закон, по которому «тройки» НКВД получили право выносить - и моментально приводить в исполнение - смертные приговоры. Мы вспомнили о наиболее одиозных фигурах, ковавших меч, поразивший впоследствии их самих
30 июля 1937 года советская власть подписала закон, по которому «тройки» НКВД получили право выносить - и моментально приводить в исполнение - смертные приговоры. С августа 1937 года по октябрь 1938 года карательная машина Сталина перемолола в пыль сотни тысяч не в чем неповинных людей. Однако если посмотреть на личные дела тех, кто оказался уничтожен НКВД, выясняется, что не все были на сто процентов «чисты» и не все подпадают под понятие порядочных людей.
4) Василий Блюхер (1890 - 1938). Красный командир, один из знаменитых «первых пяти маршалов», Блюхер имел, пожалуй, одну из самых загадочных анкет во всей Рабоче-крестьянской красной армии. Автобиография репрессированного маршала выглядит весьма туманной, и поэтому загадочную фамилию в английской и французской печати, например, объясняли тем, что большевики якобы завербовали в свои ряды австрийского графа Фердинанда фон Галена, который попал в русский плен еще в далеком в 1915 году и стал в Красной Армии Василием Блюхером.
Так это или нет, сказать трудно, но одно известно доподлинно: именно Блюхер входил в спецкоммисию, которая в 1937 году рассматривала знаменитое «дело Тухачевского», и именно Блюхер среди прочих активно ратовал за то, чтобы его бывшего товарища по оружию приговорили к высшей мере. Примечательно, что самого Блюхера постигла участь немногим лучше - его зверски замучили в застенках НКВД в 1938 году, а приговор вынесли задним числом, через полгода после смерти.
3) Генрих Ягода (1891 - 1938). Руководитель всесильного силового ведомства (сначала ОГПУ, затем НКВД) был, по сути, второй фигурой в государстве после Сталина. Преследование Троцкого и его окружения, а по некоторым версиям, и загадочная смерть Кирова - дело рук Ягоды.
Многие специалисты считают, что как и Тухачевский, Ягода вынашивал планы по свержению Сталина. Не исключено, что сфабрикованные дела против Каменева и Зиновьева были одним из шагов по ликвидации политических соперников и осуществлению плана захвата власти в стране (об этих и других политических играх НКВД читайте в этой статье).
2) Николай Ежов (1895 - 1940). Когда Генриха Ягоду арестовали, то при обыске в его роскошной квартире были обнаружены огромная коллекция порнографии и невиданные для высоконравственного пролетарского государства «игрушки»-фалоиммитаторы. Позже это добро опять всплыло при обыске, только уже у другого главного чекиста Страны Советов - Ежова, которого «тройка» потом так же расстреляет.
Николай Ежов выбился наверх через систему ГУЛага - он руководил постройкой Беломорканала и курировал многие другие проекты, выполнявшиеся силами заключённых. Этакий Берия до атомной бомбы.
Трудно сказать, что именно сгубило наркома внутренних дел, которого называли идеальным исполнителем террора и который даже на суде оправдывался лишь в том, что мало «почистил» чекистов (всего 14 тысяч). Обвинения были предъявлены стандартные - в подготовке заговора. Да ещё говорилось о совершённых «в антисоветских и корыстных целях» актах мужеложства.
Неизвестно, пользовался ли «секс-игрушками» следующий шеф НКВД Лаврентий Берия, но зато есть легенда про черные бериевские «воронки», которые мотались по ночной Москве и выискивали одиноких симпатичных девушек для утех главы зловещего министерства. Организаторы репрессий, одним словом, отличались изощрёнными интересами в области пола.
1) Николай Крыленко (1885 - 1938). Биография этого видного красного революционера-авантюриста примечательна - в ней были и революционная борьба, и командование русской армией, и шахматы, и альпинизм, и эсперанто, и участие в репрессиях.
В 1913 году, нехотя пройдя срочную службу в царской армии, он тут же попался на антиправительственной большевистской агитации и был сослан из Петербурга в Харьков, откуда в июле 1914, перед самым началом Первой мировой войны, слинял в Австро-Венгрию, а затем в нейтральную Швейцарию. В 1915 году большевики отправили Крыленко обратно в Россию готовить революцию, но царские власти не дали развернуться молодому революционеру в полную и силу и снова отправили нерадивого вояку в армию - воевать с австрийцами на фронтах Первой мировой. Только после Октябрьской революции новая власть назначила в ноябре 1917 года мало примечательного прапорщика главнокомандующим всей русской армией, и первое, что он сделал на новом посту - дал линчевать солдатам своего предшественника генерала Духонина.
Разобравшись с Духониным, Крыленко в марте 1918 года навсегда покончил с ненавистной ему армейской службой и ушел в любимые им карательные органы госбезопасности, в которых и прослужил до своего конца.
Не подлежит никакому сомнению то, что Николай Крыленко участвовал в большевистском терроре все двадцать лет советской власти. Предпочитающий богемный, буржуазный отдых праведному пролетарскому труду, он провел половину 1938 года в занятиях альпинизмом, за что и был, по официальной версии, приговорен тройкой к расстрелу.
Читайте также: