Елена Батурина: Новый проект подскажет сама жизнь
Мы встретились с Еленой Батуриной на Миланской неделе Дизайна, где она представляла очередной проект своего нового международного благотворительного фонда "Be Open", цель которого – развитие креативных идей и инноваций. Сегодня, пожалуй, это самое любимое детище супруги экс-мэра столицы…
Мы встретились с Еленой Батуриной на Миланской неделе Дизайна, где она представляла очередной проект своего нового международного благотворительного фонда "Be Open", цель которого – развитие креативных идей и инноваций. Сегодня, пожалуй, это самое любимое детище супруги экс-мэра столицы…
Прошел год с тех пор, как "Be Open" стартовал в Милане на предыдущей неделе Дизайна. Фонд этот совершенно необычный. Как рассказывает сама Батурина, его создание – результат не просто желания собрать вместе все благотворительные проекты, которые у нее уже были ранее, а в гораздо большей степени проявление стремления создать международную платформу для креативных людей, способных по-новому увидеть окружающий мир. Как признается Батурина, она подумала, что это может стать важным шагом для того, чтобы изменить наш мир к лучшему.
- "Be Open" – мой способ увидеть мир по-новому, – утверждает она. – А также попытка найти единомышленников. Тех, кто тоже предпочитает смотреть на мир по-новому. В принципе, я создала фонд, чтобы миллионы людей смогли экспериментировать. Чтобы помочь подающим надежды молодым людям изменить к лучшему наше общее будущее. Чтобы наладить мост между ними и талантливыми умами нашего времени – философами, художниками, дизайнерами…
Прошедший год "Be Open" посвятил изучению пяти чувств человека (зрение, осязание, обоняние, слух и вкус), выяснению, как они влияют на появление у нас шестого чувства – интуиции, которое Аристотель считал высшим. Кроме того, год ушел на попытку понять – как эти чувства влияют на окружающую нас жизнь, что они привносят в нее и как с ней взаимодействуют. Почему, например, мы выбираем именно те предметы обстановки или одежды, а не другие? Как эти предметы влияют на нашу жизнь, наше настроение и характер? Изменится ли это соотношение, скажем, лет через 30?
Прошлой осенью на Лондонской неделе Дизайна "Вe Open" экспериментировал со слухом. На только что прошедшей Миланской – со вкусом.
Елена Батурина представила в Милане несколько проектов. Оба – совместные: один – с культовым журналом дизайна "INTERNI" (павильон "Дом чувств"), второй – с пафосной галереей дизайна "MOROZO" ("Театр Еды").
Павильон "Дом Чувств" был действительно хорош. Он располагался во внутреннем дворике миланского университета. И хотя современный куб (которым, собственно, и был павильон) вполне предсказуемо контрастировал с галерей 15 века, которая опоясывает внутренний дворик, он отнюдь не казался тут инородным телом.
"Дом Чувств" – архитектурная инсталляция одного из ведущих современных архитекторов и дизайнеров Кристофа Пилле и мультисенсорный проект "Zang Thumb Thumb". Проще говоря, это беседка для погружения в состояние созерцания. Входишь в огромный квадрат, по стенам которого (экранам) бесконечно меняются изображения – бури и ветры, земля и огонь, пробуждение природы и ее умирание, аппетитные плоды и человеческие эмоции… И погружаешься в мир чувств.
"Театр Еды" – особый изыск фонда в исследовании чувственного восприятия. Знаменитый дизайнер Патриция Уркиола создала "сцену" для самого молодого в мире шеф-повара, обладателя 3 звезд "Michelin" Массимилиано Алаймо. "Сцена" - это текстиль от Kvadrat (датская фирма, существует с 1968 г.) и мебель от "MOROZO" (итальянская фирма, существует с 1952 г.), оба бренда очень известные. А действо – это "обеденное представление", кульминацией которого стало блюдо, которое должно было позволить дегустирующим его задействовать не только свой вкус, но и остальные чувства восприятия. Вкушать его надо было исключительно в очках с оранжевыми стеклами… Тут уж ручаться за то, удался ли перфоманс в полной мере, мне сложно – в галерее было так много заинтересованного народа, что ни до загадочного блюда, ни до оранжевых очков добраться так и не удалось.
Зато на неделе дизайна в Милане удалось подробно расспросить Елену Батурину про ее новое детище.
- Елена Николаевна, почему именно дизайн возник в работе фонда как главное связующее начало в изучении пяти человеческих чувств?
- Когда мы начинали и решили, что будем заниматься дизайном, то рассматривали это понятие несколько шире, чем, скажем, просто промышленный дизайн или дизайн интерьера. Для нас это и дизайн отношений, и дизайн звука, и дизайн пищи (то, что мы демонстрируем здесь, в Милане). В общем, все, что позволяет человеку сделать мир лучше вокруг себя. Все это мы объединили красивым, обобщающим, как нам кажется, словом – дизайн.
- И когда вы представите итог своих исследований в области чувств?
- Думаю, скоро. Следующей мы хотим разработать тему "Четыре стороны света", то есть заняться изучением переплетения и взаимного обогащения культур разных народов. И вот как раз, завершение одной стадии и переход к новой, мы думаем провести в одном из самых "чувствительных" мест в мире – в Индии. Безусловно, это один из центров мощнейшей интуиции на земле.
- И там откроются все чакры?
- И не только чакры.
- Вы не только изучаете разные грани дизайна, вы проводите конкурсы среди молодых людей. Первые награды вручались в прошлом году здесь же в Милане, а затем в Базеле и Лондоне. Скоро, насколько я знаю, будут объявлены новые призеры. Россиян среди участников можно посчитать по пальцам. Почему? Им не интересно или просто не знают о вашей инициативе?
- Честно говоря, не знаю, масса причин может быть. Российских участников за это время было процентов, наверное, 20 от общего количества конкурсантов. И один из них в прошлом году здесь же в Милане даже стал победителем. Но мы действительно не особо рекламируем наши проекты. Да я, собственно, и не очень понимаю, как можно рекламировать гуманитарные фонды. На столбах вешать объявления? В любом случае мы не ставим никаких фильтров. Проект сразу же был объявлен как международный: я считаю, что талант не национален, а индивидуален. Поэтому мы ищем таланты везде, и нам все равно, в какой стране рожден талантливый человек.
- У вас в жюри был Владимир Пирожков – один из специалистов, активно экспериментирующих со звуком. Спецов-экспертов вы лично отбираете?
- Должна сказать, что я мало могу прояснить процесс того, как эксперты, которые работают в "Be Open", ищут этих людей. Костяк фонда составляет команда международных специалистов. И когда мы начинаем какой-либо из проектов, они приглашают в него признанных гуру в соответствующей области. Я удалилась от этого процесса, чтобы не влиять на их выбор. Наша большая удача, что талантливые люди с удовольствием работают с нами. Это означает, что идеи, которые мы пропагандируем, очень созвучны им.
Как вы знаете, наша тема в Лондоне была посвящена именно звуковому дизайну. И вообще работе со звуком, влиянию звука на мозг человека – у нас выступали, например, специалисты в области неврологии, которые рассказывали о том, как шумы и звук влияют на развитие мозга или же его подавляют.
- Вы создали "Be Open" только для души? Или есть и практические результаты?
- Фонд у нас благотворительный. С другой стороны, "Be Open" – это тоже определенный бизнес. В процессе работы фонда рассматриваются интересные инновационные подходы, а они – важный аспект успешного развития в наше время. Поэтому если вдруг появится какая-то интересная идея, которую мы можем воплотить в бизнесе, почему бы этим не воспользоваться?
- Есть уже такие идеи?
- Да, думаю, что наши изыскания в области гастрономии приведут к открытию сети ресторанов совершенно нового концепта. Пока говорить об этом рано, но мы над этим работаем.
- Это пока единственный практический результат?
- Надо все-таки понимать, что фонд "Be Open" существует всего лишь один год. У нас была основная задача – создать коммуникационную платформу для креативных людей, и она успешно реализована. Это – главный практический результат, превалирующий над конкретными бизнес-задачами, которые сегодня помогает решать фонд. Созданная нами международная интеллектуальная платформа позволяет строить планы, что же мы будем делать дальше. Отсюда и появляются эти идеи – проекты «Пять чувств», «Четыре стороны света». А чем еще мы будем заниматься, подскажет сама жизнь…
Читайте также:
Полиция объяснила, почему Виктору Батурину не грозит ответственность за хищение ювелирных украшений