Местечко Любавичи: родина библиотеки Шнеерсона - "яблока раздора" России и США
Любавичи. Название этого местечка, расположенного под Смоленском, известно в наше время почти каждому благодаря знаменитой коллекции книг хасидской династии Шнеерсонов. За коллекцию еврейских книг, которой положил начало первый любавичский ребе Шнеур Залман Из Ляд, до сих пор борются Россия и США
Любавичи. Название этого местечка, расположенного под Смоленском, известно в наше время почти каждому благодаря знаменитой коллекции книг хасидской династии Шнеерсонов. За коллекцию еврейских книг, которой положил начало первый любавичский ребе Шнеур Залман Из Ляд, до сих пор борются Россия и США.
Первое упоминание о любавичских евреях встречается в летописи ХVII века. В 1813 году в Могилевскую губернию приезжает Дов Бер Шнеерсон, после чего Любавичи становятся центром хабадских учений. Из 382 домов Любавичей 238 были еврейскими, также в селе располагалось пять синагог. В начале XIX века евреи составляли почти 70% населения местечка.
Заботиться о библиотеке в лихие годы войн и революций выпало на долю шестого любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнееерсона. Во время Первой мировой войны, когда село Любавичи было оккупировано, Йосеф Шнеерсон перевез часть своей библиотеки в Москву. Другая половина книг была вывезена им за границу, но позднее собрание рукописей и книг Шнеерсона все-таки переместилось в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина.
За границей Йосеф Шнеерсон положил начало развитию религиозного движения Хабад за границей, открыв религиозное учебное заведение — иешиву Томхей Тмимим в Варшаве в 1921 году. В начале Второй мировой войны он смог иммигрировать в США, а затем создать там центр хабадского движения, который по сей день расположен в его доме в районе Бруклин.
Знаменитая коллекция Шнеерсона — это собрание древнееврейских рукописей и книг. В коллекции насчитывается около 12 тысячи книжных материалов, 381 рукопись и 50 тысяч редких документов. В 90-х годах наследник Йосефа, 7-й ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, потребовал от российских властей передать книжную коллекцию в США, однако рукописи не были переданы, несмотря на решение американского суда (подробности здесь). Россияне объяснили свой отказ тем, что после революции эта коллекция стала достоянием Советской республики.
Если побывать в Любавичах, то можно своими глазами увидеть все, что происходило здесь ранее и углубиться в древнюю историю этого местечка, где рождался российский хасидизм. Во время Великой Отечественной войны фашисты создали гетто в Любавичах, немцы прозвали это место "святым городом Иеговы". Любавичские хасиды были подвергнуты изощренным пыткам: их заставляли плясать на свитках священной Торы, прилюдно пороли, выдергивали волосы из бород, а затем расстреливали. К 4 ноября 1941 года немцы уничтожили всех евреев проживавших на территории села — около 500 человек.
Сегодня местечко Любавичи выглядит как обыкновенная деревня, но там до сих пор существует древнее еврейское кладбище и множество памятников, которые всегда будут напоминать о произошедшем в этой деревушке. Последний ребе Хабада Менахем-Мендл Шнеерсон скончался в 1994 году в Бруклине, так и не дождавшись возвращения библиотеки, а история еврейского рода продолжает храниться в Любавичах.
Читайте также: