"Буран" готовится к метелям. Остатки национальной гордости выбрасывают на помойку?

На днях Интернет запестрел сообщениями, что в подмосковном Королёве в РКК «Энергия» разобрали находившийся там полномасштабный макет «Бурана» и выставили на улицу под проливной дождь. Можно сказать, выбросили. Можно сказать, выбросили. «Собеседник» решил разобраться, что случилось с артефактом, оставшимся от легендарного военно-космического проекта.

На днях Интернет запестрел сообщениями, что в подмосковном Королёве в РКК «Энергия» разобрали находившийся там полномасштабный макет «Бурана» и выставили на улицу под проливной дождь. Можно сказать, выбросили. «Собеседник» решил разобраться, что случилось с артефактом, оставшимся от легендарного военно-космического проекта.

Сняли крылья и разобрали стену

До недавнего времени макет «Бурана» находился в контрольно-испытательном центре РКК «Энергия», где проводятся заводские комплексные испытания и окончательная сборка, как здесь принято говорить, «изделий пилотируемой тематики». Когда проект «Буран» еще был актуален, макет служил стендом для орбитального корабля – на нем испытывалась электрическая и другие системы. Но последние 20 лет он стоял просто так.

Как рассказали сотрудники центра, когда-то здесь стоял «Салют», потом «Мир», теперь – полный аналог базового блока МКС. Дело в том, что космические аппараты не делаются в единственном экземпляре – изделий всегда несколько. Одно находится в Королёве, второе летает, третье стоит в Институте медико-биологических проблем. С каждым работают специалисты в своей области. Но если, не дай бог, в космосе случится техническая неполадка, разбираться начнут с РКК.

Информацию же об издевательствах над «Бураном» тут категорически опровергли.

– Ничего страшного не произошло, – заявил зам. директора завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия» Владимир Пащенко, стоя на том самом месте, где еще недавно красовался космический челнок. – Просто у нас очень много заказов, и, чтобы расширить объемы работ, было решено вывезти отсюда «Буран». А это, между прочим, дело нелегкое. Его и завозили-то сюда по частям. И для обратного процесса пришлось снять киль и крылья, а еще – разобрать стену. Макет корабля просто убрали на место хранения, по возможности закрыли от осадков.

Зимой не до «Бурана»

По словам Пащенко, слухи о выбросе «Бурана» на свалку пошли потому, что в момент эвакуации он являл собой зрелище очень печальное. В чем мы убедились лично: «Буран» обнаружился на территории РКК «Энергия» в нескольких десятках метров от разобранной стены контрольно-испытательного центра. Пролом сейчас завешен брезентом, и его, красочно матерясь, заделывают рабочие под укоризненным взглядом обескрыленного «Буранова» фюзеляжа (на фото вверху). Крылья и киль, частично оцинкованные, лежат прямо за ним на газоне. Рядом доцветает осенняя клумба. Владимир Пащенко клянется, что все это ненадолго и ветерану до холодов обеспечат сохранность.

– Мы примерно определили место, где его можно будет установить как памятник, – говорит Пащенко. – Решение, правда, пока не окончательное, все-таки у «Бурана» только размах крыльев – 25 метров. Да и зимой никто этим заниматься не будет. Для начала мы его полноценно герметизируем. Перед установкой его еще нужно будет отмыть, покрасить специальными красками – думаю, процесс займет не менее двух лет. Но потом он точно будет на постаменте.

Страшилка

Наглядно будущее «Бурана» нам продемонстрировал пожилой сотрудник РКК, непосредственный участник проекта, трудившийся над ним с 1976 по 1986 год. Представляться он наотрез отказался: не уполномочен, да и от былой сверхсекретности отвыкнуть трудно. Он привел нас на мемориальную площадь, над которой возвышается ракета «Восток» – детище Королёва, та самая, что доставила в космос Гагарина.

– Точнее, макет в натуральную величину, – пояснил наш собеседник. – Сделан из настоящих запчастей, но начинки в нем нет. «Буран» ждет примерно то же самое.

– А чисто по-человечески, не жалко ли корабль? – поинтересовались мы.

– Конечно, безумно жаль, – растрогался он. – Ведь это же не просто проект, это целая история. Вообще, многоразовые системы – давняя тематика, и особое внимание на нее обратили в СССР, когда США в 1972 году начали форсировать проект «Шаттл». У нас все началось с 1974-го и поначалу шло довольно тихо. Но потом возникла идея, что шаттл может совершить внезапный удар из околоземного космического пространства. Конечно, это была страшилка – в этом мы быстро убедились, когда стали исследовать такую возможность. Такой маневр нереально произвести из-за плотности атмосферы. Но страшилка сработала, и политбюро приняло решение развивать эту тему.

Два витка

Первый и единственный космический полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Главную сенсацию, впрочем, произвел не этот факт, а то, что корабль совершил два витка вокруг Земли и сел на Байконуре полностью в автоматическом режиме. Американские шаттлы на это были неспособны. Однако ученые пришли к выводу, что в космической гонке за американцами угнаться будет трудно. Мало утыкать околоземное пространство космическими станциями и запустить туда же стаю челноков – все это еще надо обслуживать.

– Мы поняли, что промышленность к этому не готова, – признался наш собеседник. – Хотя наличие «Бурана» сделало свое дело – мы показали, что нас не запугать, что мы можем сделать не хуже.

В 1992 году Росавиакосмос окончательно похоронил проект. Экземпляры «Буранов» постигла печальная участь – разобраны или уничтожены. С макетами дела обстоят получше – украшают музеи и парки. Хотя состояние их зачастую плачевно. Остается надеяться, что королёвский макет «Бурана» станет исключением.

Кстати

Болгаркой по МИ-6

Летательным аппаратам тяжелее воздуха в последнее время вообще не везет. Недавно на Ходынском поле в Москве произошло страшное и необъяснимое: ночью рабочие на экскаваторе повалили ограду располагающегося там Музея авиационной техники под открытым небом и болгарками уничтожили вертолет МИ-6. Местные жители подняли тревогу, и двоих рабочих задержали. Документов при них не оказалось. По чьему распоряжению действовали, убийцы МИ-6 сообщить отказались. Кто они и откуда, полиция не может сообщить до сих пор.

Около года назад бизнесмен Вадим Задорожный, создатель собственного Музея техники, предложил Министерству обороны, в чьем ведении находятся самолеты с Ходынки, свою помощь в хранении авиатехники. И несколько месяцев назад получил на баланс 56 экземпляров. МИ-6 среди них не было.

– Вертолет был сильно разрушен – для нашего музея восстановить его было невозможно, – говорит Задорожный. – Но если бы техника хранилась, как полагается, то ее можно было бы легко отреставрировать. То, что случилось на Ходынке – кощунство.

Как полагают в Музее Задорожного, в Минобороны приняли решение, что вертолет проще утилизировать, и пустили под нож. По версии бывшего зама главного конструктора НПО «Молния» по проекту «Буран» Александра Никитина, на Ходынке просто зачищают место под стоянку нового торгового комплекса.

Смотрите фотогалерею "Последний из "Буранов"

Читайте также:

Ради пения в космосе, Сара Брайтман устроит чёс на Земле

Космос продают по частям 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика