Квартира в плену порочного круга или как купить жилье и остаться без недвижимости и денег
Анна, мать четверых детей, недавно купившая квартиру, по решению суда осталась и без жилья, и без денег. Вот уже два года, как она пытается разобраться – кто, кому и что должен по закону
Анна Липяговская, мать четверых детей, недавно стала жертвой мошенничества черных риелторов. Анна хотела купить квартиру в Москве, а по решению суда осталась и без жилья, и без денег. Вот уже два года, как она пытается разобраться – кто, кому и что должен по закону.
«Скворечник»
Все началось в июле 2007 года, когда Анна Липяговская с мужем и тогда еще двумя детьми решили купить собственную квартиру в Москве, а не скитаться по съемным. Поиски велись через интернет и газеты.
Крохотная квартирка на Минской улице в Москве принадлежала пожилому человеку Александру Дубию, который почему-то продавал ее по дешевке, всего за 125 тысяч долларов. Но молодую семью именно такая цена и устраивала как нельзя больше.
– Меня это объявление продам квартиру в Москве очень заинтересовало и в то же время испугало, потому что цена была ниже рыночной. Я позвонила риелтору Марине, она сказала: «Приезжайте, сами посмотрите и все поймете». Я приехала и была шокирована: настоящий «скворечник» площадью всего 30 м2, причем в состоянии, никак не пригодном для жилья. Я отказалась, – вспоминает Анна.
Но черный риелтор Марина Пасечникова все же уговорила супругов, мол, купите квартиру, «сделаете ремонт: замените окна, балкон; зато здесь парк и садик рядом»... В общем, Липяговские согласились.
[:image:]
Вселение
Анна тот день помнит, как вчера: на встречу приехали они с мужем и полугодовалой дочкой и Марина с хозяином квартиры. Сделка по покупке квартиры проходила в офисе Росбанка. Деньги и документы передавали через ячейку.
Всеми документами занималась черный риелтор. Кстати, сделку она провернула не через агентство. Объяснила это так: квартиру она нашла через знакомых и хотела бы сама ее реализовать, не делясь процентами с фирмой.
Когда договор подписали, начали решать: когда прежний хозяин выпишется? Договорились: у Дубия есть 2 месяца, чтобы купить новую квартиру и выписаться из старой. Но прошло и 2, и 8 месяцев… а о нем ничего не было слышно. Анне с мужем, только-только купившим квартиру в Москве, пришлось выписывать его заочно – по суду.
– Мы бы и не обращали внимания на то, что Дубий не выписывается, если бы он не начал брать пачками кредиты и не возвращать их, – признается Анна. – Когда к нам стали приходить коллекторы, ломиться в дверь, будить детей… я забеспокоилась и поняла: надо что-то срочно предпринимать.
А тут и соседи Анну просветили: когда-то Дубий был журналистом, потом начал пить. Была у него и сожительница, ее Анна видела – она приходила забирать свою утварь из квартиры и сетовала на то, что Александр ее бросил.
[:image:]
Многодетные семьи выгнали в болота и на помойки
В плену
Дубий дал о себе знать спустя 4,5 года после продажи квартиры: подал на Липяговских в суд, чтобы вернуть «скворечник» – якобы квартиру он продал... под психологическим и физическим воздействием.
Тогда же выяснилось, что незадолго до этого иска, еще в 2011-м, Дубий уже обращался в суд с иском – непосредственно на тех, кто якобы насильственно удерживал и заставлял старика продавать квартиру. Были даже следствие и суд. Из материалов того дела следует: пострадавшего, его сожительницу и друга выманили из квартиры и увезли. Потом в один прекрасный день Дубия черный риелтор и его сообщинки привезли в Росбанк, где и заставили подписать все договоры и расписки.
Кстати, из материалов того дела следует и то, что Александр деньги от сделки по продаже квартиры получил (как и договаривались с покупателями – 990 тыс. руб. по договору и 2.862.000 руб. под расписку), однако радовался им недолго. По словам Дубия, деньги обидчики у него отобрали прямо на выходе из банка.
Но у Липяговской своя правда: деньги-то она отдала Дубию и даже получила от него расписку. Кроме того...
– Мы просматривали видеозаписи с камер наблюдения банка, там хорошо видно, как Александр Васильевич заходит в банк, сам, без давления, подписывает документы, забирает деньги и спокойно уходит, – уверяет адвокат Александр Шевелев, представитель Анны в суде.
Именем закона, гоните деньги. Как приставы-мошенники обманывают россиян
[:image:]
Детективная история
Так что же произошло тогда в банке – обман или сделка?
Следователь, который вел дело о похищении, уже больше не работает. Дубия тоже никто давно не видел... Но зато мне удалось получить материалы этого дела, которые были переданы в суд. Бумаги весьма красноречивы. А итог – грустный: наказаны исполнители. Организатор на свободе, при деньгах и, видимо, продолжает обманывать доверчивых клиентов, желающих купить собственную квартиру в Москве.
История такова. С 2006-го Александр Дубий жил в своем «скворечнике» вместе с гражданской женой Викой Попережай и другом Сергеем Швидким. Потом Александр Васильевич решил улучшить жилищные условия. Так он познакомился с черным риелтором Мариной Пасечниковой. Запросы у Дубия были обычные: «Хочу квартиру на любом этаже, в любом районе, но побольше». Марина приехала с «женихом» Олегом Нашко и пообещала помочь. После этой встречи жизнь Александра круто изменилась: его и его друзей похитили сообщники Пасечниковой и Нашко. Из материалов уголовного дела: 19 июля 2007-го примерно в 11–12 часов Марина Пасечникова, Олег и Жирнов (непосредственный похититель) предложили съездить за город на шашлыки отметить сделку. Так Дубий оказался в подмосковной деревне Фирсановка, где его продержали до самой продажи квартиры.
Только спустя 4 года Александр Васильевич рассказал следователю и суду о том, как его держали в четырех стенах под постоянным присмотром и как угрожали... В «плену» квартирные аферисты поили его и Вику водкой с димедролом по полбутылки каждому в день, чтобы те не могли сбежать.
[:image:]
Когда квартира в Москве была продана, а черный риелтор с дружком получили на руки деньги, Дубия все не отпускали, а перевозили с места на место аж до мая 2008-го. Из материалов дела кажется, что бывшего владельца «скворечника» спасло чудо: Пасечникова и Нашко, по всей видимости, не захотели делиться с теми, кто выполнял всю грязную работу – охранял пленников, – и исчезли. А «надзирателей» – троих братьев Жирновых и Козлова – арестовали за другие грехи. Дальше был суд, который приговорил к лишению свободы «надзирателей», а Пасечникову наказание почему-то не коснулось, она до сих пор продает квартиры.
Когда похитители были наказаны (приговор Дорогомиловского райсуда Москвы по факту похищения человека вступил в силу в мае 2011-го), Дубий и решил вернуть квартиру...
Знаменитая на всю Россию многодетная семья оказалась в центре скандала
Обманули дедушку?
– У меня был шок, когда я получила исковое заявление, – вспоминает Липяговская. – Я спросила Дубия на суде: «Если вам угрожали, если вы не хотели продавать квартиру, почему вы мне ничего не сказали»? На что он ответил, что боялся и считает, что мы все были в сговоре.
Судья, видимо, посчитала так же. Вынося приговор, сказала: «Обманули дедушку? Верните!»
Итак, по решению Дорогомиловского суда Анна с мужем и четырьмя детьми в сентябре 2013-го не только потеряли право собственности на «скворечник», но и денег обратно не получили. При этом Липяговские и по сей день там прописаны, а Дубий после суда в квартире так ни разу и не появился.
– Он здесь прописан, но за коммунальные услуги не платит, – объясняет Анна. – За все плачу я. И когда я прихожу в единый расчетный центр, каждый раз вижу, что напротив нашей купленной квартиры стоит пометка «мошенничество».
[:image:]
Порочный круг
По логике вещей и по закону рыночных отношений, если покупатель возвращает товар (в нашем случае – квартиру), он получает назад деньги. Но Анна и ее адвокат уже потеряли всякую надежду вернуть если не купленную квартиру в Москве, то хотя бы деньги, отданные черному риелтору на ее покупку. После решения суда они обращались в прокуратуру. Оттуда поступил ответ: «Вы имеете право подать иск на тех людей, которые удерживали Дубия». Адвокат Шевелев с этим не согласен:
– Липяговская передавала деньги лично Дубию. Никаким другим людям она их не передавала, потому и не может с них спрашивать.
И от Пасечниковой требовать деньги проблематично: формально в обязанности риелтора входят лишь вопросы купли-продажи и качества документов.
...Пока семья Липяговских еще проживает в злополучной купленной квартире, понимая: в любой момент может явиться Дубий (или выйдут на свободу его похитители и явятся с какой-нибудь «дарственной») и выселить оттуда всю семью с четырьмя детьми. Получается, что 5 лет назад Анна купила не квартиру для счастливой семьи, а полтонны убытков.
/мнение эксперта
Александр Перепелкин, руководитель юридической службы компании «Нора-Недвижимость»:
– Подобные квартирные споры случаются нередко. С 1 сентября 2013-го вышла поправка к 179-й статье Гражданского кодекса, где говорится о недействительности сделки под влиянием обмана или насилия. И согласно этой поправке, расторгается договор, а деньги и квартиры возвращаются прежним собственникам. Однако в тот период, когда в суде слушалось «дело Анны Липяговской», такой поправки не было. И суд мог не просто вернуть квартиру в собственность первоначальному владельцу, но даже присудить Липяговской выплатить штраф государству. Теперь же у Анны Александровны есть два варианта действий: в срочном порядке подать встречный иск к Дубию и еще один – к организаторам мошенничества.