Стало известно, кто вбросил Путину «идеи», возмутившие Хабенского, Райкина и Калягина
Версия «Собеседника» о следе Мединского оказалась близкой к истине. Но лучше бы это был он
В Министерстве культуры России «Собеседнику» сообщили, что инициатором внесения скандального проекта указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачёва.
Этот НИИ с некоторых пор возглавляет бывший первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов. Он был самым влиятельным человеком в команде министра Мединского. Рассматривая чиновничьи декларации 2017 года, журналисты обнаружили, что Владимир Владимирович Аристархов зарабатывал в 15 раз больше шефа. Судя по всему, дальнейшее его пребывание в министерстве подорвал неприятный эпизод, также связанный не с духовными, а с материальными ценностями (которые, впрочем, вполне можно отнести к традиционным российским): получила огласку история, связанная с фирмой брата Аристархова. Депутаты от КПРФ заметили, что она выигрывала организованные Минкультом тендеры. Уголовных дел тогда удалось избежать, но премьер-министр Дмитрий Медведев объявил Аристархову официальное замечание в связи с нарушением закона «О государственной гражданской службе». Форма странная. Мединский, поговаривают, бился за него, но в итоге Владимира Владимировича списали в культурное наследие.
Однако тихой работой по сохранению памятников чиновник решил не ограничиваться. НИИ культурного и природного наследия, созданный в 1992 году и переживший после прихода Мединского в министерство несколько странных кадровых потерь, при директоре Аристархове начал активно педалировать тему защиты «традиционных ценностей» (прежде всего от Запада и либералов). В институте устраиваются мероприятия на эту тему, по итогам которых выпускаются издания с докладами. НИИ, напомним, государственный.
Предложенный институтом проект президентского указа раскритиковали сначала глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин (он также просил в своём обращении назвать авторов документа), а затем его поддержали худруки и директора ведущих российских театров. Один из них – Константин Райкин – в своё время вступал в жёсткую полемику с Аристарховым по вопросам цензуры и сетовал, что тот разговаривает с ним с использованием «сталинского лексикона».