Перанов Олег
16.05.2021

На пробах для "Кавказской пленницы" Варлей ошарашила Гайдая купальником

Sobesednik.ru вспоминает, как проходили съемки одного из главных шедевров Леонида Гайдая

Фото: Фото в статье: фильм «Кавказская пленница»

55 лет назад в Крыму снимали «Кавказскую пленницу». История о том, как спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина приезжает на Кавказ в гости к родному дяде, по сей день любима миллионами соотечественников.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», комедия, «Мосфильм», 1967 г.

  • Авторы сценария: Яков Костюковский, Морис Слободский, Леонид Гайдай.
  • Режиссер: Леонид Гайдай.
  • В ролях: Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин и другие.

На съемках были задействованы два осла. Первого снимали только в сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе. А второй ослик – вернее, ослица по кличке Люся – снимался во всех статичных эпизодах. Позднее в возрасте 55 лет Люся вновь появилась в кино в картине «9 рота».

Варлей нашли в цирке

После большого успеха нескольких фильмов («Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») троица Трус – Балбес – Бывалый в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова стала популярной и любимой у зрителя. Поэтому режиссер Леонид Гайдай задумался о новых похождениях Шурика и знаменитой троицы.

Однажды Гайдай увидел в газете заметку о том, как на Кавказе влюбленный джигит украл девушку из родного дома. Тут же родилась идея будущего сценария. Изначально фильм задумывался в двух частях. Первая называлась «Кавказская пленница», где рассказывалось о студентке Нине, которую похитил местный начальник, а вторая – «Снежный человек» об экспедиции в поисках йети в горах Кавказа. Но, прочитав заявку, редколлегия утвердила только первую историю.

Если с исполнителем главной роли все было понятно, то Нину режиссер искал долго. Было сделано более 500 проб, в которых участвовали как профессиональные актрисы (например Валентина Малявина, Наталья Фатеева, Наталия Кустинская, сестры Вертинские, Надежда Румянцева, Наталья Селезнева, Лариса Голубкина и многие другие), так и студентки творческих вузов, и гимнастки, и балерины, и просто девушки с улицы. Утвердили 19-летнюю артистку цирка Наталью Варлей.

– На тех пробных фотографиях я странная и смешная: волосы подкручены, глаза гримерша мне немножко подтянула (заплела маленькие косички на висках и туго стянула их на затылке), чтобы они казались более раскосыми – мне же нужно было выглядеть, как восточная красавица, – вспоминает Наталья Владимировна. – Потом, конечно, мы от всех подобных ухищрений отказались. А на кинопробах режиссер осторожно меня спрашивает, не могла бы я сняться еще и в купальнике, потому что героине фильма по сюжету предстоит появиться в таком виде. Не задумываясь, я соглашаюсь, что вызывает некоторое удивление и у съемочной группы, и у Гайдая: мол, как-то легко девушка согласилась раздеться! Они не учли, что я работаю в цирке и купальник по сути моя цирковая униформа... Позже Гайдай мне рассказал, что эпизод с купальником прибавил очков в мою пользу, так как был воспринят как свобода, раскрепощенность перед камерой.

В поисках образа длинные волосы Варлей решили «немножко укоротить» – на 5 см, потом еще на 5, потом еще, пока не оставили короткое каре, которое понравилось всем, кроме самой актрисы. После выхода фильма на экран девушки массово начали стричься «под Нину».

Моргунов боялся шприца

Несмотря на то, что роль товарища Саахова с самого начала была написана для Владимира Этуша, актер не хотел сниматься. Дело в том, что ранее он уже сыграл человека с Кавказа в фильме «Время летних отпусков» и не хотел повторяться. Однако Гайдай уговорил актера прийти на пробы, и в итоге Этуш согласился. Кстати, изначально фамилия героя была Охохов, но позднее выяснилось, что в Министерстве культуры работает сотрудник с такой же фамилией. Тогда ее заменили на «Саахов», но потом оказалось, среди чиновников на «Мосфильме» есть некий товарищ Сааков. Точку в споре о том, можно ли оставлять эту фамилию, поставила министр культуры Екатерина Фурцева, которая возмутилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в министерствах больше сотни Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»

Съемки проходили в павильонах «Мосфильма» и в Крыму. Все трюки Варлей исполняла сама: прыгала со скалы в реку, водила машины, специально для этого брала уроки, летала на веревке.

В фильме есть момент, когда Балбес приносит Нине поднос с огромным количеством аппетитных фруктов и пленница начинает их с удовольствием есть. На самом деле почти все фрукты были искусственными восковыми муляжами или консервированными из компота. Сцену снимали в апреле, в Москве, поэтому настоящих фруктов было не достать. На том же подносе была лепешка, купленная накануне. Однако к моменту съемок она так зачерствела, что есть ее было практически невозможно. Варлей вспоминает, что режиссер буквально кричал на нее, чтобы она ела с аппетитом. В итоге актриса давилась засохшей лепешкой и консервированными фруктами, но изображала, как ей вкусно.

Многие сцены и фразы родились в процессе работы. Уже стало легендой, как Леонид Гайдай на съемках своих фильмов предлагал артистам самим придумать шутки, а за это выдавал по бутылке алкоголя. Так, прямо на площадке родились фразы «Чей туфля?.. Моё!» или «Шляпу сними».

Эпизод, когда Балбес лежа чешет пятку неожиданно «растянувшейся» рукой, придумал Никулин. Под одеялом, у него в ногах, ложился помощник режиссера. Никулин засовывал свою руку под одеяло, а помреж своей рукой тянулся к никулинской пятке. Юрий Владимирович подсказал и как смешнее снять сцену с огромным шприцем, когда санитар делает укол Бывалому. Снимали так: брали крупным планом лицо Моргунова, а сзади между ног стояла табуретка, с которой сняли сиденье и положили вместо него обычную подушку.

– Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня, – рассказывал Моргунов. – Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается.

Не секрет, что между собой Вицин, Моргунов и Никулин не всегда ладили. Вот и к концу съемок «Пленницы» они так поссорились, что Евгений Моргунов ушел с картины. За него в некоторых сценах снимался дублер. Больше эта троица вместе не работала.

Давно известно, что Наталью Варлей в фильме озвучивает Надежда Румянцева, а поет за актрису Аида Ведищева. Так захотел режиссер.

– Меня пригласили на радиопередачу «С добрым утром!» принять участие в конкурсе, победительница которого будет петь для фильма «Кавказская пленница», – рассказывает «Собеседнику» Аида Семеновна, которая более сорока лет назад эмигрировала в Америку. – В студии я познакомилась с композитором Александром Зацепиным. Спела песню о белых медведях, а через неделю мне позвонили и поздравили с победой. По мнению авторов фильма, мой голос очень подходил к образу главной героини, хотя в титрах мое имя не указали и гонорар не заплатили. Сам Зацепин объяснял, что он боролся, но отстоять не удалось – слишком много среди чиновников было антисемитов. А после фильма вышло 7 млн пластинок с этой песней.

Цитаты из фильма:

Короче, Склифосовский!

* * *

А ты не путай свою личную шерсть с государственной!

* * *

Грешно смеяться над больными людьми.

* * *

Птичку жалко.

* * *

Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2021 под заголовком «"Кавказскую пленницу" нашли в цирке».

Рубрика: Культура и ТВ

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика