Фото с историей: Наталья Варлей не кавказская, а крымская пленница

Снимок, на котором Гайдай сидит в окружении актеров, был сделан в районе поселка Лучистое в один из съемочных дней

Фото: Анатолий Ковтун

В конце мая 1966 года в Алушту приехали московские киноартисты. На городской набережной можно было встретить уже знаменитых Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова, а с ними юную красавицу – еще неизвестную зрителю Наталью Варлей. В городе начались съемки кинокомедии «Кавказская пленница».

В роли Кавказа – окрестности Алушты

Развернуть работу в Крыму, а не на Кавказе было решением режиссера Леонида Гайдая – четырьмя годами раньше он снимал под Бахчисараем и Ялтой фильм «Деловые люди», роли в котором исполняли в том числе Никулин и Вицин. Там же в 1965-м снимались и некоторые эпизоды «Операции "Ы"». В итоге в «Кавказской пленнице» только один момент имеет отношение к Кавказу – сцена с падением Шурика в реку, роль которой «исполнила» сочинская Мзымта. Все остальное – Алушта и ее живописные окрестности.

Снимок, на котором Гайдай сидит в окружении исполнителей главных ролей, был сделан в районе поселка Лучистое в конце одного из съемочных дней. Все выглядит так, как будто работа закончена и актеры обступили режиссера, чтобы обсудить дальнейшие планы. Однако снимок на самом деле постановочный.

– Вскоре после того, как Гайдай приступил к съемкам в Алуште, мы с оператором Львом Михайловым приехали туда снимать репортаж для «Советского кино» – киножурнала, который показывали в кинотеатрах перед сеансами, – вспоминает автор снимка – фотохудожник Анатолий Ковтун. – Фотографией я тогда занимался только для себя, но с большим удовольствием. И в какой-то момент появилось желание сделать групповой снимок, причем так, чтобы и я на нем тоже остался. Мы с Михайловым решили, что организуем это вроде как для киносъемки, он поснимает сначала «Конвасом» (профессиональный ручной киноаппарат, который выпускался с 1954 года Красногорским механическим заводом. – Ред.), а потом моим фотоаппаратом – и тогда я незаметно встану в кадр. Так и поступили. Но совсем незаметно не получилось – вместе со мной встал еще один человек, которого я плохо помню, кажется, это второй режиссер картины. На фото он – крайний справа.

«Между Моргуновым и Гайдаем чувствовалось напряжение»

Леонид Гайдай о происходящем не подозревал. По словам Анатолия Ковтуна, несмотря на постановочность снимка, все было совершенно естественно – никто не позировал, разве что Георгия Вицина попросили перейти в другое место.

– Гайдай в центре, и так было в реальности – он был непререкаемым авторитетом для всех на съемочной площадке, – вспоминает Ковтун. – При этом он никаких усилий для этого не прилагал. Человек был очень интеллигентный, удивительно тактичный. Ни разу не видел, чтобы он возмущался или повысил голос – мне кажется, он этого и не умел. Ситуации были разные, но Гайдай спокойно объяснял, ко всему относился философски. Было много экспромтов, актеры предлагали какие-то идеи, и он почти всегда говорил: «О, давайте!», только изредка сам что-то добавлял.

В обсуждении сценария с режиссером обычно участвовали Георгий Вицин и Юрий Никулин. Иногда по собственной инициативе подключался Евгений Моргунов. «Кавказская пленница» – последний фильм, в котором появляются Трус, Балбес и Бывалый. Есть мнение, что кинотроица распалась именно на съемках в Алуште – из-за конфликта между Гайдаем и Моргуновым.

– На первый взгляд у них были совершенно нормальные отношения, никаких сложностей во время работы я не замечал, – рассказывает Анатолий Ковтун. – У Моргунова был сложный характер. К тому же он уже тогда был известным актером, много снимался и любил, когда ему доставалось внимание. Что между ним и Гайдаем произошло на съемках, я не знаю. Но напряжение чувствовалось.

Неслучившийся портрет

Исполнительницу роли Нины Анатолий Ковтун знал еще до съемок в Алуште – и до начала ее актерской карьеры. Несколькими годами раньше он снимал репортаж в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и там познакомился с Натальей Варлей, студенткой акробатического отделения.

– Она тогда была совсем юная, – вспоминает фотохудожник. – Красоты была потрясающей! Я предложил ей сделать портрет, она согласилась. Спустя какое-то время позвонил ей домой, но трубку взяла бабушка и сказала, что Наташа на сборах в Ленинграде. Потом то я уезжал в командировки, то она, все попытки были неудачными, и в конце концов я решил, что не судьба, и звонить перестал. О чем, кстати, до сих пор жалею. Всякий раз, когда смотрю «Кавказскую пленницу», вспоминаю о том несостоявшемся портрете. Когда я увидел Варлей в Алуште, она была уже совсем другой. Я не стал напоминать о той нашей встрече, но по ее взгляду мне показалось, что она меня узнала. Было неловко. Общались так, будто не были знакомы, благо обстоятельства позволяли.

Вино белое, вино красное...

В свободное время участники съемок обычно делилась на компании: в одной были Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов (и примкнувшие к ним на время командировки Анатолий Ковтун и Лев Михайлов), а в другой Леонид Гайдай, Наталья Варлей и некоторые другие люди из киногруппы. Гуляли отдельно по местной набережной, периодически пересекаясь.

– На всю жизнь запомнил: повсюду стояли пивные бочки, но в них продавалось красное и белое вино – белое слегка газированное, – рассказывает Ковтун. – Стакан стоил, по-моему, 18 копеек. Подходишь к бочке – берешь красное, через какое-то время встречается другая – берешь белое. Но не подумайте, все было прилично – очень красиво и вкусно.

Прогуливающиеся у моря Трус, Балбес и Бывалый вызывали у жителей Алушты и отдыхающих – съемки совпали с началом туристического сезона – живой интерес. Анатолий Ковтун рассказывает, что актеры, составившие на экране знаменитую троицу, и за кадром шутили постоянно – так, что невозможно было оставаться серьезным ни минуты. Однако делали они это по-разному.

– Моргунов – с шумом, громко, – вспоминает он. – Никулин мог сделать шутку буквально из воздуха, в любой момент. А Вицин шутил изящно и тонко. За ним вообще было интересно наблюдать. Помню, однажды мы с Львом Михайловым закончили съемку, а Вицин тихо так, деликатно говорит: «Лева, можно теперь я вас сниму?» Взял камеру и с серьезным лицом – но оттого еще смешнее – стал изображать оператора, а Михайлов ему позировал. У меня сохранилась фотография этого момента. Смотришь на нее, вспоминаешь те события – и с ума сойти можно, сколько же лет прошло!

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №18-19-2020 под заголовком «Наталья Варлей не кавказская, а крымская пленница».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика