14.04.2021

Культурный навигатор: Кукушкин у Серебренникова, "Машина времени" – в городах, Антонова – в книге

Sobesednik.ru рассказывает, куда сходить, что послушать и почитать на этой неделе в Москве и других российских городах

Фото: Фото в статье: Андрей Струнин, Global Look Press

Sobesednik.ru рассказывает, куда сходить, что послушать и почитать на этой неделе в Москве и других российских городах.

Спектакль

«Человек без имени» от команды Серебренникова

Актер Никита Кукушкин, звезда «Гоголь-центра», путешествует во времени и превращается в князя Одоевского, в Бетховена, на минутку в жандарма и создает на сцене фантастический космос из музыки, литературы, алхимии, философии и кулинарии. Ну и в конце он, русский Фауст, пробует отравленный десерт, преподнесенный равнодушным воплощением зла (сахар – это белая смерть и худшее из зол, мы же знаем).

Никита Кукушкин в постановке "Человек без имени" // Фото: Instagram

Спектакль поставлен по пьесе Валерия Печейкина, в которой соединены произведения князя Владимира Одоевского. На эту постановку Кирилл Серебренников был вдохновлен необычной выставкой искусствоведа Сергея Хачатурова, посвященной Одоевскому. Незаслуженно нами забытому. Мы в лучшем случае помним только сказку князя «Городок в табакерке».

Кукушкин, бродя по залу, перечисляет «хлам», который он, то есть мы выкидываем из квартиры, а там книга по вязанию, венгерский политический детектив, книжка какого-то Одоевского «Городок в табакерке». «Это такая прекрасная ерунда», – объясняет Кукушкин партеру.

Затем он, пока еще наш современник, садится в метро на «1905 года», на «Пушкинской» у него инфаркт, уже мертвым приехал в тупик, а за это положен штраф – и как раз столько и стоит книжка Одоевского.

Физподготовка у Никиты Кукушкина что надо. Мгновенные метаморфозы, например в глохнущего с 26 лет Бетховена с клочьями проволочных антенн вместо волос, опыты по улавливанию звука и создание для Бетховена пангармоникона – ни одной секунды без движения. Мальчики-колокольчики, молоточки и валик с крючочками тоже будут. И некоторые мальчики в серебряных юбочках, да. Смелый этот князь, однако, как бы ему сегодня извиняться не пришлось перед кое-кем. Но Одоевский в нашем времени не задержится. Ему же еще нужно Пушкина позвать на обед.

16, 17, 18 апреля. «Гоголь-центр».

Выставка

Музеи Кремля: закат Рюриковичей и Лжедмитрий

Знаки и символы царской власти, личные вещи монархов, атрибуты, обряды, документы, памятники столь далекого от нас времени правления Рюриковичей. Отдельная экспозиция – «Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа» в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля. Выставка ценна не одними только экспонатами, но скорее духом места. Здесь история начала Смуты воспринимается по-другому.

До 25 июля. Музеи Московского Кремля.

Концерты

«Машине времени» 50 с хвостиком

У «Машины времени» со временем свои отношения. Юбилейный тур в честь 50-летия растянулся в том числе из-за пандемии; Макаревич, Кутиков, Ефремов и Ко продолжают ездить по России медленно, но верно.

На юбилейном концерте будет много хитов. Возможно, кому-то покажется нынешняя «МВ» командой медленной, неповоротливой и даже пенсионерской: программа изобилует философской лирикой. Но чем ближе к финалу, тем драйва и праздника будет больше. Осенью команда продолжит турне в Туле, Иваново, Архангельске и других городах.

19 апреля. Вологда, дворец спорта.

21 апреля. Череповец, Ледовый дворец.

Книга

Ирина Антонова. «Воспоминания. Траектория судьбы»

В юности она легкомысленно относилась к живописи – ну, «Три богатыря», ну, «Алёнушка», ну, красиво написанные портреты. Потом как-то очень случайно пошла учиться на искусствоведа. А когда еще не закончилась война, так же легко, играючи и как-то несерьезно устроилась на работу в Пушкинский музей, тогда производивший довольно гнетущее впечатление: протечки, ночные дежурства... Думала, поработает и уйдет. А стала легендой не только Пушкинского музея, но и всего музейного сообщества. О самых масштабных проектах, о том, как удалось перехватить и показать советским гражданам «Мону Лизу», о том, как выставляли Пикассо, Малевича, Кандинского – в автобиографии Ирины Антоновой, настоящей и неповторимой музейной королевы. 52 года она была директором ГМИИ имени Пушкина и еще 7 лет, до самой кончины, – президентом музея. Ей было что рассказать!

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2021 под заголовком «Культурный навигатор».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика