"Нет персонажа скучнее": Евгений Миронов сыграл Гамлета в третий раз в жизни
Премьера музыкально-драматической постановки «Гамлет» с участием Юрия Башмета и Евгения Миронова состоялась в Сочи
Премьера музыкально-драматической постановки «Гамлет» с участием Юрия Башмета и Евгения Миронова состоялась в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.
Перед выходом на сцену с журналистами пообщались Евгений Миронов, Юрий Башмет и режиссер постановки Марина Брусникина.
– В отличие от других актеров, я никогда не мечтал сыграть Гамлета, – сказал Евгений Витальевич. – Мне казалось, что в мировой драматургии нет персонажа скучнее и более неподходящего к моей индивидуальности. Но мне повезло дважды. И оба раза я встретился с Гамлетом благодаря великим режиссерам. Первый раз это был Петер Штайн, второй раз Робер Лепаж, где я играл уже не только Гамлета, а всех персонажей. Теперь в третий раз благодаря Марине Брусникиной возник совершенно новый формат, концерт-спектакль, где стоят уже совершенно другие задачи.
– Женя читает очень пронзительно, – отвешивал комплименты Юрий Абрамович Башмет, который, в отличие от Миронова, с «Гамлетом» работал впервые. – Читает так ясно, что если бы мне в детстве так читали книги, то я бы прожил гораздо умнее свою жизнь.
Новый «Гамлет» выполнен в фирменном стиле фестиваля Башмета. Оркестр «Новая Россия» под его управлением играет музыку, написанную Дмитрием Шостаковичем. Миронов, как и в проекте с Лепажем, показал многих персонажей шекспировской трагедии. Но, в отличие от того моноспектакля, читал не весь текст, а ключевые фрагменты. После чтения фрагмента оркестр Башмета музыкой Шостаковича подхватывает и как бы продолжает тему. Сориентироваться зрителю помогают титры на большом экране. Как, кстати, и лицо Евгения Миронова. На экране оно воспроизводится крупно: актер он великий, и зрителю в отсутствие костюмов, декораций, сценического пространства и исполнителей других ролей (в присутствие большого симфонического оркестра, среди музыкантов которого можно и затеряться) предельно важно следить за его мимикой.
Сориентироваться помогают и титры на большом экране. Во время исполнения симфонических партий – цитаты из шекспировской трагедии, а во время чтения пьесы Мироновым – имя персонажа, от лица которого он произносит ту или иную реплику. Правда, за пультом не всегда успевали менять имя персонажа. Впрочем, благодаря актерскому мастерству, отличить Офелию от Короля, а Короля от Гамлета могли даже те, кто не знаком с текстом или позабыл его.
К подбору музыкальных фрагментов подошли не менее тщательно. У Шостаковича взяли не только композиции, написанные к фильму Григория Козинцева 1967 года, но и фрагмент музыки к спектаклю «Гамлет» Театра Вахтангова 1932 года.
Я спросил у Евгения Миронова, полюбил ли он в итоге этого «скучного» Гамлета? Сказал, что «очень». И добавил: «Поэтому я к нему всё время возвращаюсь, открываю заново с разных сторон, и здесь в том числе».