Наивный миф и гид по 1980-м: Продолжение "Чудо-женщины" от создательницы "Монстра"
Наш обозреватель – о новой киноленте на основе комиксов DC, ставшей продолжением фильма 2017 года
Три года назад «Чудо-женщина», впервые за историю киноадаптаций комиксов выведшая на первый план супергероиню, стала настоящим воплощением феминизма, соответствующего представлениям современности. Героиня Галь Гадот совмещала в себе благородство, статность и идущую изнутри не стигматизированную сексуальность, при этом умудряясь выглядеть органично как на фоне декораций Древней Греции, так и в окопах Первой мировой. Впрочем, ничего удивительного в таком результате нет. Над фильмом работала потрясающая команда, во главе которой стояла Пэтти Дженкинс, снявшая знаменитого «Монстра» с неординарным сильным женским образом – за него Шарлиз Терон получила «Оскар» за лучшую женскую роль.
Вдоль и поперек был проработан в «Чудо-женщине» и предметный мир, начиная от острова Темискира, где буквально ожила греческая мифология о принцессе амазонок, заканчивая Англией и Германией начала 20 века. С древними легендами, в свою очередь, органично соседствовали сюжетная линия, посвященная химическому оружию, любовная драма, гуманистический посыл и куча удачных комических ситуаций. Одним словом, в картине Дженкинс чувствовалась душа и не ощущалось фальши. Сиквел же продолжает традиции с переменным успехом.
С событий времен Первой мировой прошло почти 70 лет. Диана (Галь Гадот) живет в мире людей, периодически предотвращая разного рода преступления и спасая жизни невинных. Есть у супергероини и работа: она – старший антрополог в Смитсоновском институте, специализирующийся на культуре древних средиземноморских цивилизаций. Там она однажды знакомится со своей неуверенной коллегой Барбарой Минервой (Кристен Уиг) и узнает, что ФБР попросило ее провести анализ некого камня с надписью на латыни – он исполняет одно желание каждого коснувшегося его человека. И у Дианы, и у Барбары есть выстраданные мечты, поэтому каждая из них пробует испытать судьбу. Результат не заставил себя ждать. Барбара желала стать такой же, как Диана, поэтому получила суперсилу.
У Дианы ситуация еще интереснее: она хотела воссоединиться со Стивом Тревором (Крис Пайн), и в результате его душа переселилась в тело другого мужчины. Сценарное решение, к слову, весьма удачное.
Существовали опасения относительно того, как создатели обыграют появление умершего персонажа в сиквеле, но, к счастью, они не оправдались. Присутствие героя Криса Пайна не вызывает недоумения и ощущения эксплуатации его удачно сложившегося дуэта с Гадот. Сцены с Гадот и Пайном пропитаны теми же нежностью, наивностью и неловкостью, отсылающими к парам из кино середины 20 века: особенно очаровательна рокировка Дианы и Стива, который вынужден адаптироваться в новом для него мире, как это когда-то делала его возлюбленная.
И все бы ничего, вот только идиллию нарушает один момент. Артефакт работает по принципу кроличьей лапки, заставляя платить за исполнение желания огромную цену – прямо как в рассказе Уильяма Уаймарка Джекобса. В результате Барбара теряет свою человечность, а Диана – силу. Ситуация осложняется еще и тем, что до камня добрался неудачливый бизнесмен Максвелл Лорд (Педро Паскаль), у которого почти обанкротилось предприятие по добычи нефти. Он загадывает самому стать камнем и принимается повсеместно исполнять желания политиков и бизнесменов, приумножая собственное могущество и погружая мир в хаос.
В первую очередь при просмотре «Чудо-женщины: 1984» бросается в глаза картинка, которая по колориту отличается от приквела и более ранних мрачных картин DC. «Чудо-женщина» тональностью более близка к «Аквамену» Джеймса Вана, а по наивному задорному духу отсылает к фильмам 80-90-х. Но более интересны характерные черты эпохи, которые важны как для формы, так и для идейной составляющей картины. 80-е были временем рейганомики, конца холодной войны, внедрения технологий в человеческую жизнь, а также ярких экспериментов людей с прическами и одеждой. Также этот период ознаменовался активным стремлением к «американской мечте» (частично иллюзии о ней еще не были развеяны) и ощущением больших витающих в воздухе возможностей – стоит только ухватить.
Барбара, напоминающая Селину Кайл из картины Тима Бертона, представляет собой забитую неудачливую женщину, которая постоянно попадает в нелепые комичные или опасные ситуации. Традиционно ей после обретения силы предстоит отделить хорошее от плохого и понять, что вера в себя определяется не наличием суперспособностей. Лорд, прошедший через тяжелое детство, является не усредненным алчным злодеем, а ослепленной жертвой погони за успехом. Интересно при этом, что истории персонажей Паскаля и Уиг – это не примеры пути к успеху. Да, герои как полагается, проходят через ошибки, переосмысление ценностей и возвращаются к самим себе. Однако вместе с этим их оставшаяся туманной судьба оставляет чувство тоски от разрушенных иллюзий относительно «американской мечты» и невозможности удержать на плечах бремя больших возможностей, которые могут как открыть дверь к новой жизни, так и пережевать и выплюнуть человека.
Как и в приквеле, эти лейтмотивы гладко сочетаются с легендой о злосчастном камне (своеобразная интерпретация «Обезьяньей лапки»), который, как оказалось, был создан Долосом – богом предательства и озорства. Наличие в картине артефакта становится и отправной точкой для внутреннего конфликта Дианы.
Вернув своего возлюбленного, она начала терять свои силы в то время, как мир настигла серьезная угроза. Единственный способ обратить обмен вспять – отказаться от желания или уничтожить сам камень, поэтому Диана должна сделать выбор (весьма очевидный) либо в пользу любви, либо в пользу спасения мира.
Тут впору сказать, что, даже несмотря на хронометраж в полтора часа, достаточно любопытным сюжетным аркам в «1984», в отличие от приквела, не хватает развернутости. При отдельном рассмотрении каждый из лейтмотивов интересен, но в рамках целой картины они выглядят упрощенными: драме Дианы и Стива, которая трогала в первой части, в сиквеле не хватает размаха, а для внутренних перипетий Барбары и Максвелла хотелось бы больше экранного времени. Значительно уступает фильм первой части и в качестве экшн-сцен, которые отличаются обрывистостью – хотя Галь Гадот, ловко обращающаяся с Лассо Гестии под эффектные героические композиции Ханса Циммера, по-прежнему выглядит эффектно.
То же самое можно сказать и о финале. Он полон сумбура (про наивность говорить нет смысла – в рамках фильма от нее никуда не деться, да и не всегда ее наличие портит картину), но выглядит органично и идейно, наследует посылу «Чудо-женщины» 2017 года. Когда-то Диана Принс верила, что виной людской вражды и войн был Арес. Вскоре принцессе амазонок пришлось убедиться, что люди топят друг друга в крови вполне успешно и самостоятельно. Как выяснилось, с того времени многое осталось прежним. В своем подсознании человек все так же готов пожелать кому-то зла и даже смерти, а также припасти на всякий пожарный побольше ядерного оружия – страшно представить размах хаоса, если бы импульсивные и скрытые желания действительно исполнялись. Однако, пройдя две кровопролитнейшие Мировые войны, нельзя отрицать факт, что человечество познало ценность жизни, что оправдывает веру Дианы в людей, о которой она говорила в начале своего пути.