"Откуда ты родом?": рэп, Берлинале и паралич – физический и духовный
Sobesednik.ru – о выходящей на экраны 5 ноября картине «Откуда ты родом?», посвященной самоидентификации, рэпу и социокультурной розни
Sobesednik.ru – о выходящей на экраны 5 ноября картине «Откуда ты родом?», посвященной самоидентификации, рэпу и социокультурной розни.
Зед (Риз Ахмед) – британец пакистанского происхождения. Пару лет назад он переехал в Америку, чтобы сделать карьеру в сфере рэп-музыки, которая так не нравится его родным. И вот сейчас Зед как никогда близок к мечте – ему выпал шанс поехать в тур по Европе и выступать на разогреве у известного исполнителя. Правда, столь радостное событие отягощается предстоящим разрывом героя с его подругой, которая не хочет строить отношения на расстоянии. А еще накануне тура Зед навещает семью в Британии, где из-за проблем со здоровьем попадает в больницу и позже сталкивается с шокирующей новостью – оказывается, у героя хроническая аутоиммунная наследственная болезнь, которая может привести к параличу.
Формально картина «Откуда ты родом?» (в оригинале «Mogul Mowgli») Бассама Тарика, получившая в Берлине «Приз ФИПРЕССИ» в программе «Панорама», в рамках одной семьи рассказывает историю о разобщенности и попытках родных найти общий язык, которая в определенный момент переносится в больничную палату и концентрируется на борьбе героя с болезнью. Так, между Зедом и его отцом уже при первой встрече возникает конфликт. Родитель не одобряет занятие сына, а главный герой же говорит папе, что не хочет идти его путем, и предъявляет, что тот потратил время на провалившиеся стартапы. Проблема универсальная. Однако постепенно камерное кино, действия которого протекают в основном в двух локациях (родительский дом и больница), позволяет все больше разглядеть актуальную социальную повестку и глобальный вопрос, связанный с определением национальной идентичности.
Родители Зеда переехали в Великобританию после распада на два государства Индии, получившей в 1947 году независимость от Соединенного Королевства. Зед рос в условиях, когда в его семье хранилась память о собственных корнях, а внешняя среда давала возможность взглянуть и прикоснуться ко множеству социально-культурных течений. Однако даже живя в прогрессивном обществе, где вроде бы нет формальных разграничительных черт, можно столкнуться с отторжением в определенных кругах «чужаков». Так возникает диссонанс, в результате которого герой все больше отдаляется от семьи, но и не находит себе полноценного места в иной среде.
Дома Зеда обвиняют в том, что он поменял имя под влиянием Запада, а случайная встреча с поклонником пакистанского происхождения заканчивается дракой в том числе из-за того, что герой провоцирует прохожего на агрессию своим незнанием догмат ислама. А в больнице в одной из галлюцинаций Зеду видится рэп-баттл, где афроамериканец говорит, что ему не место в индустрии. Так что во многом именно попыткам самоидентификации и поиску собственного уникального пути и посвящен «Откуда ты родом?».
Эту внутреннюю драму едва уловимо играет талантливый актер Риз Ахмед, которого можно было видеть в «Дороге на Гуантанамо» Мата Уайткросса и Майкла Уинтерботтома (Серебряный медведь за «Лучшую режиссуру»), рассказывающей о судьбе трех британских мусульман, которые после 11 сентября 2001 года отправились в Пакистан навестить родственников и были арестованы по обвинению в связях с «Аль-Каидой» [запрещенная на территории России террористическая организация – прим. ред.]. Тут стоит сказать, что Ахмед снимается не только в кино, но и еще является хип-хоп исполнителем – в фильме звучат слова именно его песен. Учитывая это и саму биографию артиста (его родители тоже когда-то переехали в Британию из Пакистана), чувствуется максимальное слияние актера с его персонажем, а сама картина наполняется жизнью.
Впрочем, ощущение подлинности создается еще и благодаря режиссерскому методу Бассама Тарика, начинавшего карьеру с документальных фильмов. Мечущаяся камера, порой подходящая максимально близко к персонажам, в совокупности с отражением внутреннего состояния героя делает зрителя участником событий, позволяя ему подойти на интимное расстояние. Другим впечатляющим элементом фильма являются галлюцинации проходящего химиотерапию Зеда, которые вплетены в больничные будни при помощи умелого монтажа (над ним работали Хэйзел Бейлли, снимавший «Черное зеркало», и Адам Бискупски).
В затуманенном разуме Зеда перемешиваются яркие краски родной культуры, моментально тускнеющие под напором болезненных воспоминаний родителей и поражений в воображаемых рэп-баттлах. Тут зритель наиболее остро воспринимает происходящее. Фильм вместе с центральным персонажем заставляет нас испытывать внутренний дискомфорт от пугающих экзотических видений и стирания границ между жесткой реальностью и гротескными музыкальными галлюцинациями, которые, кажется, вот-вот окончательно поглотят героя (и нас заодно). Впрочем, и в этом лабиринте есть выход, из которого пробивается свет.