Три причины смотреть сериал "Тобол"
26 октября на «Первом канале» начался показ многосерийной версии исторической эпопеи «Тобол»
26 октября на «Первом канале» начался показ многосерийной версии исторической эпопеи «Тобол». Чем сериал отличается от фильма, вышедшего год назад, и почему автор сценария писатель Алексей Иванов убрал свое имя из титров?
1. Отличить правду от вымысла
По отзывам на полнометражную киноверсию категорически нельзя понять, удалось ли создателям «Тобола» передать историческую правду о становлении Сибири в эпоху Петра I. Оценки зрителей диаметрально противоположные – от «всё врут» до «бережно сохранили факты». Во мнениях об этом масштабном историческом проекте расходятся даже сами авторы.
«Если говорить об идеологии нашего фильма, важно сказать простую и понятную сегодняшним зрителям вещь: «Россия не хочет войны ни с кем и до последней возможности будет пытаться удержать мир. Но если враг поднимет топор войны, страна вынуждена будет ответить, чтобы защититься», – говорит режиссер Игорь Зайцев. – Враги уважают только сильную Россию. Но важно также понимать, что наше кино, какова бы ни была идеологическая, политическая и историческая подоплека – это фильм о любви, сильной и страстной».
Заставив актеров страстно любить друг друга на съемочной площадке, режиссеру не удалось выстроить с автором сценария, известным уральским писателем Алексеем Ивановым («Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Тобол»), в реальной жизни даже партнерских отношений. Иванов снял свое имя с титров.
«Нарушение исторической правды еще можно понять и принять до определенной степени, все-таки кино не учебник истории, – рассказывал писатель. – Однако в режиссерской версии событий персонажи лишились личностей, а их поступки потеряли человеческую логику. Мне, конечно, горько. Над сценарием работал целый год... Я придумал такой сюжет, что, меняя одну часть, ты одновременно меняешь всё. Я еще не смотрел сериал, не знаю, что там меняли. Но если судить по фильму, то и сериал будет весьма далек от того сюжета, который я придумал».
2. Увидеть Дюжева в роли Петра I и Дятлова с кудряшками
Восьмисерийная телеверсия, конечно, позволит рассказать об истории и отношениях героев гораздо больше, чем фильм. По словам создателей, в сериале появится линия о непростых взаимоотношениях православной церкви и местного языческого населения, детальнее будет проработан сюжет о геополитических амбициях России, ее связях с Китаем и причинах похода против джунгар, добавится еще одна любовная линия, объединяющая героев «с противоположных сторон баррикад».
В расширенной версии гораздо больше времени уделено историям Матвея Гагарина (Евгений Дятлов, снимавшийся в парике с кудряшками), Семена Ремезова (Дмитрий Назаров, снявшийся со своей настоящей женой Ольгой Васильевой в роли супруги его персонажа) и Ивана Бухгольца (Александр Лазарев-младший). Киноверсия, кстати, больше всего обидела актера Камиля Ларина, известного по комическому «Квартету И». В «Тоболе» он исполнил драматическую роль, сыграв ходжу Касыма. Но всю его линию из полнометражного фильма вырезали – он мелькает на экране в самом начале ленты буквально пару секунд. Зато в сериале Ларин развернется.
В роли Петра Первого – Дмитрий Дюжев, которому ради исторической правды пришлось помучиться едва ли не больше всех. Актер носит обувь 45-го размера, а у царя нога была на два размера меньше. Но ради роли Петра Космос из «Бригады» согласился на любые неудобства. Кстати, Дюжев не единственный представитель бандитского сериала в «Тоболе»: князя Меншикова сыграл Павел Майков, а императрицу Екатерину – Екатерина Гусева.
3. Оценить баталии
По масштабу декораций и батальных сцен авторы «Тобола» нескромно сравнивают свой проект чуть ли не с «Войной и миром» Сергея Бондарчука.
Подготовка к съемкам заняла три года. За это время в Тобольске была построена уникальная декорация – центр старинного города с каналами, подворьями и жилыми домами героев, которые воссоздавались по чертежам того времени. Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея (Казенная палата) и Софийский собор – шедевры архитектуры XVII – XVIII веков – тоже появляются в кадре.
Вместе с Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником был построен интерактивный музей «Посад сибирских старожилов», который на время съемок превратился в декорацию к фильму, а после продолжил свою работу в качестве постоянного музейного комплекса.
Специально для съемок в Тобольск привезли 17 трюковых лошадей из Казахстана, остальных (около 50) нашли на месте. Животных готовили на протяжении пяти месяцев, а ключевую битву – между джунгарами и русским войском – снимали 11 дней. «Режиссер как-то в разговоре сказал: «Было бы классно, если бы лошадь провалилась с крыши вниз в землянку, где больные и раненые. У нас есть герой, который бы там дрался с этим джунгаром», – вспоминает постановщик трюков Жайдарбек Кунгужинов. – Лошадь пошла бешеным галопом и сама прыгнула на эту крышу. Повезло, что так быстро. Но успели снять, у нас было пять камер».
По словам продюсера проекта Олега Урушева, бюджет «Тобола» составил 490 млн рублей (для сравнения: исторический «Викинг», тоже проект «Первого канала», обошелся в 1,2 млрд рублей). Пока шли съемки, доллар прыгал вверх-вниз, поэтому с деньгами время от времени случались перебои. Был период, когда актеры снимались «в долг», однако совместными усилиями ситуацию с проектом, рассказывающим о миролюбивой, но способной дать отлуп врагу России, выправили. В финансировании «Тобола» участвовали Фонд кино, «Первый канал» и бизнес («СИБУР» и «Газпром нефть»).
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2020 под заголовком «Три причины смотреть сериал "Тобол"».