"Мы все заражены этим вирусом кино". Памяти Ирины Скобцевой
20 октября, в день годовщины смерти Сергея Бондарчука, скончалась народная артистка России Ирина Скобцева. Вспоминаем актрису
На 94-м году жизни скончалась народная артистка России Ирина Скобцева. Она снялась более чем в 80 фильмах, но, конечно, самая известная ее роль – жена легендарного режиссера Сергея Бондарчука. Она умерла в день годовщины смерти мужа.
Супруга и мама
В 1998 году, когда исполнилось 30 лет фильму Сергея Бондарчука «Война и мир», где Скобцева сыграла Элен, я попросил Ирину Константиновну об интервью. Актриса пригласила к себе на дачу в Барвиху. Я ожидал увидеть огромный коттедж, каких много в том районе на Рублевском шоссе, но оказался в небольшом двухэтажном деревянном домике. Скобцева с гордостью рассказывала, как эту дачу своими руками построил ее муж. После его смерти Ирина Константиновна ничего в доме не поменяла, даже любимое кресло Бондарчука не позволяла домашним передвигать. На стенах – картины, написанные Сергеем Федоровичем.
– Сережа был одержим кино, а я старалась ему во всем помочь, – рассказывала Скобцева. – Многие меня упрекали, что иногда забывала об актерской карьере и жизнь посвятила мужу, а я не жалею. Да, горжусь, что многие меня знают как супругу Сергея Бондарчука или как маму Федора Бондарчука. Никогда у меня не было больших актерских амбиций.
Они сблизились на съемках фильма «Отелло», она играла Дездемону, Бондарчук – Отелло. «Сначала я ее удушил, а потом полюбил», – шутил Сергей Федорович.
В 1956 году Ирина Константиновна ездила с этим фильмом на Каннский кинофестиваль. Для этой поездки платье ей шила мама ее однокурсницы по Школе-студии МХАТ Галины Волчек. «Мисс шарм Каннского кинофестиваля» – такой приз ей тогда вручили.
О съемках фильма «Война и мир» Скобцева вспоминала с особым чувством. Было заметно, что эта кинокартина ей особенно дорога:
– Из Кремля хранительница одного из исторических отделов принесла подлинную табакерку Багратиона. Даже икона, под которой умирает старый Болконский, подлинная. Когда снимали сцену дуэли, пришел один ленинградский житель и принес для съемок дуэльный пистолет 1812 года. И его снимали крупным планом. Наталья Дурова давала для съемок свою старинную мебель из карельской березы. И таких примеров было много. Однако с подлинным было и много забавного. Художник выкопал для костюма моей героини Элен где-то в комиссионке кусок настоящего французского кружева. Но хватало этого кружева лишь на грудь. И мне запретили поворачиваться. И так я сидела в этом золотом шитье во всей красоте бюста, а когда надо было повернуться, то камера уходила. А в результате по фильму можно изучать XIX век.
На кухне у Скобцевой тепло и уютно. Она сама наливает чай, достает из духовки пирог с яблоками, но признается, что готовить не любит. Сдержанная, закрытая, вежливая. И очень пытливая. Спрашивает меня, откуда я родом, где живу и так далее. Создалось тогда впечатление, что это она у меня берет интервью.
Потом мы встретились на фестивале «Волоколамский рубеж», где Скобцева была президентом. Для нее это было важно, ведь именно под Волоколамском Бондарчук снимал некоторые эпизоды фильма «Война и мир». Удивительно, но в ее маленьком гостиничном номере помещались лишь железная кровать и столик. И пробыла она там – в лютый зимний холод – всю неделю. А ведь могла, как делали это многие артисты, просто приехать на церемонию открытия и закрытия.
– Наша семья всегда жила скромно, у нас было не принято выпячивать, кичиться званиями, деньгами, – говорила актриса. – Конечно, мы могли себе позволить больше, чем другие, но никогда не гнались за богатством.
«Руки должны дышать!»
Следующая наша встреча состоялась в 2009 году на кинофестивале в Чебоксарах. Только что скончалась от онкологии 47-летняя дочь Скобцевой Алёна Бондарчук. Конечно, Ирина Константиновна сильно переживала, постоянно приговаривала: «Как же страшно пережить свою дочь!» Еще показывала свои руки и смеялась: «Посмотрите на эти старческие пятна. Я теперь как леопард!» На мой вопрос: «Почему же перчатки не наденете?» – отвечала: «Раньше я стеснялась, замазывала тональным кремом, а теперь решила: пусть будет как есть! А перчатки не хочу – руки должны дышать!»
Жаловалась, что стала подводить память, и шепотом призналась, что пьет какие-то таблетки для памяти, которые из Америки привозит ей сын Федор.
По словам актрисы, она и Сергей Бондарчук были против, чтобы дети становились актерами. Но... «Мы все заражены этим вирусом кино», – вздыхала Скобцева.
– Вспоминаю, как снималась в фильме Рязанова «Зигзаг удачи», – рассказывала мне Ирина Константиновна. – Фотоателье, где работали наши герои, располагалось рядом с гостиницей «Метрополь». А по соседству – букинистический магазин. Когда все обедали, я бегала туда и покупала книги, альбомы с картинами из разных музеев. Мы с Сергеем Федоровичем очень любили читать и собрали хорошую библиотеку для наших детей и внуков. У меня мало подруг по жизни, поэтому на все мои вопросы мне отвечают книги.
И это не случайно, ведь по первому образованию Ирина Скобцева – искусствовед. Родом из Тулы, она признавалась, что для нее с детства чуть ли не иконой является тульский самовар, который у нее находился в доме.
Было заметно, как она любит свою семью. Гордилась не только детьми, но и внуками, особенно Константином Крюковым, который тоже стал актером. Насколько знаю, никогда не вмешивалась в личную жизнь других. «Это не мое дело», – говорила она.
Последние годы старалась не появляться на публике. Когда я позвонил ей в последний раз и попросил об очередном интервью, она сказала: «Выгляжу я плохо, чувствую себя неважно, зачем мне людей огорчать?! Пусть запомнят меня другой!»
Ученица Скобцевой Ольга Кабо: Она смягчала гнев Бондарчука
– Прекрасная актриса, человек большой доброты, красивая женщина и мудрый наставник. Именно Ирина Константиновна создавала погоду на нашем курсе во ВГИКе. Талантливый и терпеливый педагог. Она смягчала гнев Сергея Бондарчука, она могла поддержать, если что-то не получалось, накормить нас, голодных студентов, булочками после репетиции. Именно она преподавала этику и манеры! Именно она учила носить исторические костюмы! Именно она приучила к ощущению, что любой выход на сцену или на съемочную площадку – это радость и праздник.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2020 под заголовком «Ирина Скобцева называла себя леопардом».