Обыкновенный фашизм под мексиканским флагом: на ММКФ показали "Новый порядок"
Sobesednik.ru – об антиутопической картине Мишеля Франко, в которой у массовых протестов может быть только один итог
Sobesednik.ru – об антиутопической картине Мишеля Франко, в которой у массовых протестов может быть только один итог
Фильм-предупреждение, как указано на сайте Венецианского кинофестиваля в комментарии режиссера к ленте, «Новый порядок» взял в этом году Гран-при и уверенно стартовал в России в рамках одной из программ Московского кинофестиваля, будучи предварительно расхваленным ее куратором.
Собственно, один из ярчайших современных режиссеров нового мексиканского кинематографа Мишель Франко уже не раз был в центре внимания критиков благодаря своим предыдущим работам – истории о девочке, подвергшейся школьной травле, в ленте «После Люсии», и о жизни медбрата хосписа в «Хронике» с Тимом Ротом в главной роли.
В отличие от предыдущих камерных драм в своей новой работе Франко разворачивает яркое, кричащее, злое антиутопическое полотно о социально-политических проблемах своей страны, долгоиграющая история которых вылилась в неконтролируемые массовые протесты.
Обнаженная девушка с зеленой краской на теле, невеста, примеряющая свадебное платье в элитном магазине, витрины которого помечают все тем же цветом, больничная палата, откуда на скорую руку выгоняют лежачих пациентов и приводят новых – всех в крови – открывающий ленту хаотичный набор сцен приводит зрителей к свадебному торжеству главной героини Марианны (дочери богатого бизнесмена), чье предстоящее замужество омрачается лишь опозданием судьи, а никак не беспорядками, происходящими за стенами их дома. Да и волноваться, кажется, незачем – коттедж окружен забором, а на случай-другой есть охрана в лице мексиканцев.
Еще одна причина беспокойства появляется позже – из крана льется вдруг позеленевшая вода, а на пороге дома появляется старый работник из разряда прислуги с просьбой одолжить 200 000 песо на срочное лечение жены. Ему дают лишь малую часть из необходимого, после чего просят покинуть дом, а сердобольная Марианна с «золотой картой» едет следом, обескураженная черствостью родственников. Позже демонстранты (среди которых оказываютя и работники этой семьи) врываются на праздник.
Параллель «Нового порядка» с оскароносными «Паразитами» Пона Чжун Хо, точно так же аллегорически изображающими столкновение между имущими и неимущими и адаптированными к конкретным реалиям в стране, не провел только ленивый.
Но опять же, если корейский кинематографист уделял большое внимание персонажам, то у Франко весь фокус сосредотачивается на классовой системе страны в целом и ее последствиях.
Показательно, что ярко-красный брючный костюм Марианны коррелирует с символом протестантов – зеленой краской. Оба этих цвета присутствуют в заключительном кадре фильма – крупном плане мексиканского флага, где зеленый обозначает надежду, а красный – кровь, пролитую за независимость страны.
Есть еще и белый – символ чистоты и мира, но в фильме он сменяется черными масками и темным камуфляжем солдат. В итоге их новый порядок погружается в анархию, поскольку жадность превращает даже новый правящий класс в оппортунистических монстров.
Всю (не)человеческую жестокость, показанную в ленте, можно в той или иной степени соотнести с монументальной картиной Пьера Паоло Пазоллини «Сало, или 120 дней Содома», где сцены демонстрации жестокости и насилия использовались не только и, может быть, не столько для разговора о фашизме, а, по словам самого режиссера, являлись метафорой отношений современной (для итальянца) власти и человека.
Правда, в «Новом порядке» зрителя скорее оберегают от прямого показа нелециприятных моментов, заменяя их звуками выстрелов и шумами. Но набор отклоняющихся от принятых в обществе норм и морали все равно в конечном итоге обезболивает чувства присутствующих в зале, заставляя принять это как данность – новую реальность, новый порядок.
Возможно, в какой-то момент Мишель Франко заигрывается с предсказанием возможного будущего, которое, по его мнению, неперменно настанет от непрекращающихся бунтов, и сценарию перестает хватать тонкости и глубины. Финал же обрекает общество на неутешительные перемены, где все тот же рабочий класс прислуживает все тем же богатым, но уже в атмосфере диктата. Значит ли это, что любая революция обречена на провал? Одно можно сказать наверняка: фильм до неприличного точно попадает в неспокойные реалии 2020-го с протестами в Беларуси, Франции, Гонконге и США. И оттого так настораживает.