"Кто не спрятался": Джейсон Вурхис на минималках в хоррор-дебюте Дэйва Франко
Sobesednik.ru рассказывает, каким получился снятый не без почтения к классическим слэшерам первый фильм Дэйва Франко
Sobesednik.ru рассказывает, каким получился снятый не без почтения к классическим слэшерам первый фильм Дэйва Франко.
Дабы отметить успех нового стартапа партнеры по бизнесу Чарли (Дэн Стивенс) и Мина (Шейла Ванд) едут на выходные в шикарный загородный дом на берегу океана, который они нашли на Airbnb. Компанию им составляют их вторые половинки: жена Чарли по имени Мишель (Эллисон Бри) и парень Мины Джош (Джереми Аллен Уайт). По прибытии их встречает не слишком приветливый арендодатель (Тоби Хасс), не стесняющийся отпускать колкие замечания в адрес постояльцев, однако и это еще не все. Вскоре герои обнаруживают скрытые камеры видеонаблюдения и в панике пытаются решить, что им делать дальше.
Сейчас современные хорроры ассоциируются с Робертом Эггерсом («Ведьма», «Маяк»), Ари Астером («Реинкарнация», «Солнцестояние») и Джорданом Пилом («Прочь», «Мы»), которые изрядно поломали каноны направления. Дэйв Франко с его режиссерским дебютом «Кто не спрятался» в эту колею не вписывается – его картина приближается больше к общим жанровым стандартам. Идея Франко родилась из его личного страха аренды помещений и, собственно, вуайеризма – девять лет назад эта тема была развернула в «Ловушке» Антти Йокинена, где героине Хилари Суонк пришлось спасать собственную жизнь от маньяка-арендодателя. В этом ключе российский перевод картины крайне неудачен. «The Rental» (дословно «аренда») звучит куда символичнее и несет большую смысловую нагрузку.
Сценарий Дэйв Франко писал при помощи Джо Сванберга (он же выступил и исполнительным продюсером), стиль которого изрядно прослеживается в фильме. В картине, отличающейся к тому же емким хронометражем (полтора часа), примерно две трети всего времени практически ничего не происходит. Это тем не менее не отменяет наличия напряжения, которое в данном случае в подавляющем большинстве создается за счет динамики развития межличностных связей. Краеугольным камнем тут становится тема отношений и определения их границ, в которую автор умело вплетает вопросы конфликта братьев, общественных установок и внешнего давления, заставляющего человека ощущать себя аутсайдером и испытывать чувство собственной ненужности.
До непосредственной мясорубки пространство загородного дома стремительно становится все теснее, заполняясь недомолвками, тайнами и непроговоренными обидами. Зритель вместе с героями буквальноощущает тесноту, от которой никуда не деться – вакуум из накапливающейся лжи продолжает разрастаться, зажимать и вот-вот разорвется, поставив персонажей перед лицом правды. Тут до кульминации «The Rental» отлично удерживает внимание, заставляя проявлять интерес к тому, как разыгрываются человеческая и межличностная драмы. Способствуют этому в том числе качественная актерская игра и хорошо прописанные ситуации, в которые попадают герои.
Через призму камеры оператора Кристиана Спренгера («Медвежонок Бригсби», «Чем мы заняты в тени», «Атланта», «Долина смерти») мы видим отлично подобранную локацию в виде дома на берегу океана в разных красках. Днем мы наблюдаем эталон умиротворения, а ночью погружаемся в зловещий мрак, откуда из густого тумана за нами наблюдает безликое иррациональное зло – элементы вуайеризма авторы начинают подкидывать примерно к середине фильма. Лик маньяка, к слову, отсылает к образам преступников из хорроров второй половины двадцатого века, ставших отражением кровавой эпохи, ознаменовавшейся убийствами Зодиака, Сына Сэма, Ночного Сталкера и тд. Стоит вспомнить Джейсона Вурхиса, тоже орудовавшего за городом и возле водного объекта, и Майкла Майерса, маска которого наиболее схожа с той, что мы видим у убийцы в картине Франко.
К сожалению, проблемы у фильма есть, и всплывают они с появлением той самой таинственной фигуры с кровавым оскалом. Элементы слэшера, которым предшествует один эпизод, отчасти заставляющий вспомнить еще и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», мы видим в самом конце, и они не могут предоставить ни так хорошо знакомого нам по «Пятнице 13» и «Хэллоуину» саспенса тревожного ожидания, ни зрелищных убийств, ни будоражащих борьбы и сопротивления со стороны жертв. За неудачной хоррор-частью следует и не вполне гладкий финал, наглядно масштабирующий центральную проблему фильма и намекающий на возможный сиквел.
В то же время скомканность концовки не отменяет остальных достоинств этой сдержанной камерной работы. До кульминации фильму удается держать отличный темп и атмосферу психологического напряжения, ненавязчиво обращаясь к зрителю с повестками феминизма и расизма, что делает «The Rental» хоть и не выдающимся дебютом, но весьма интересным «airbnb-хоррором», ведущим разговор на актуальные темы. А для работы над ошибками у Франко, нужно полагать, еще будет время.