"Я ненавижу немецкую речь!": Леонид Якубович сделал резкое заявление
Макаревич, Якубович, Розовский рассказали, каково это – быть евреем в России. И высказались о Гитлере и Сталине
Макаревич, Якубович, Розовский рассказали, каково это – быть евреем в России. И высказались о Гитлере и Сталине.
В Мемориальной синагоге, что на Кутузовском проспекте, состоялся первый прием Общественного совета Российского еврейского конгресса. Знаменитые евреи, живущие и работающие в Москве, впервые после отмены самоизоляции вышли в свет в таком количестве!
Корреспондент Sobesednik.ru воспользовалась ситуацией и вместо того, чтобы налегать на разнообразные кошерные угощения (а кормили там просто здорово), весь вечер расспрашивала собравшихся, как определить, есть ли в тебе еврейская кровь и можно ли воспитать в себе еврея. И вот что они ответили…
Андрей Макаревич: Моя мама, бабушка, прабабушка – все еврейки
– Это я даже сам себе такие вопросы не задавал даже! – опешил лидер «Машины времени». – У меня мама – еврейка, бабушка – еврейка, прабабушка – еврейка. Чтобы определить, есть ли у вас в роду евреи, может помочь генетический анализ. Наверняка какая-то часть еврейской крови у вас найдется. Но это, строго говоря, не будет иметь никакого отношения к вашей национальности. Потому что если мама ваша не еврейка, то вряд ли вы можете считаться еврейкой.
А вообще, как национальность может помогать в жизни? Я не очень это понимаю, – признался Макаревич. – Национальность – это часть тебя, то, что ты носишь в себе, не более и не менее того.
Леонид Якубович: Еврейский народ пережил столько изнасилований...
– А зачем определять, еврей ты или нет? – задается вопросом ведущий «Поля чудес». – Ну, если подумать... Лучшая нация в мире – это человек умный и честный, а потом уже идет национальность. Да, евреем считается тот, у кого мама – еврейка. Это грустная история.
Этот народ столько веков уничтожали, он пережил столько набегов и изнасилований, что восстановить, кто у тебя папа, невозможно, – говорит Леонид Якубович. – Поэтому национальность принято считать по женщине.
Если бы этот народ жил в одном месте и не был бы гоним, то, может, было бы по-другому. Если хочется быть евреем – будь. Но это ничего не значит. Можно приобщиться к еврейству с религиозной точки зрения, можно с общинной, с точки зрения товарищества близких и родных людей. Чтобы ощутить себя евреем в полной мере, нужно быть среди своих, то есть ехать на Землю Обетованную и жить там. Иначе все размыто. Любой здесь родившийся и выросший здесь более русский, чем все остальные. Это только строчка в паспорте, не более того.
Но если посетить музей или почитать о том, что происходило, то в тебе начинает вскипать то, о чем вы говорите, на генетическом уровне…
Я, например, не выношу немецкую речь, – признается Якубович. – Не могу ее даже слышать! И ничего с этим не могу сделать: слишком много насмотрелся и начитался. Это рефлекс, это кровь. Но я не могу немцев простить или не простить. Я понимаю, что мир разделился на человечие и нечеловечие, и это очень трудно исправить. Как говорят в горах, кровь водой не смывается, она смывается только кровью.
Это серьезная история, и не дай Бог, чтобы она повторилась. Возможно, эта так гонимая и истребляемая нация как никто чувствует эту опасность и предостерегает, как может. Остальные, хотя и потеряли многих, все равно не так понимают это бесконечное ощущение опасности, врожденное с детства.
Борис Львович: Если ты умный и красивый – значит, ты еврей!
– Еврея определить очень просто, – объясняет актер, режиссер, обладатель самой большой коллекции баек театральной Москвы. – Если ты умный и красивый – значит, ты еврей! Красивый человек или не красивый – это вопрос философский. Но если человек неумный, значит, он не еврей. Красивый – это тот, кто нравится.
Взрастить в себе еврея можно, – считает Борис Львович. – Если говорить серьезно, то в иудаизме, в отличие от христианства, миссионерство категорически не приветствуется. Евреи – народ, избранный Богом, как написано в Торе, и только Господь решает, кто может быть евреем, а кто нет.
Евреем можно быть только по маме, так как папой может быть кто угодно, и подчас мама сама точно не знает, – замечает режиссер. – Пришли тысячи захватчиков в еврейское местечко, всех изнасиловали, но мать-еврейка никуда не денется. Богоизбранность евреев заключается в том, что Господь свалил на нас все испытания, предназначенные человечеству. На нас все проверяется. В этом смысле быть евреем – тяжелый труд. Но, впрочем, если вы себя в душе считаете евреем, то Бога ради!
Мария Кац: Выходить замуж надо за евреев. Нежнее и щедрее их я не встречала
– Бывает так, что в ком-то очень маленькая доля еврейства, а ты смотришь на этого человека – ну, вылитый еврей! – делится наблюдениями первая российская участница «Евровидения». – У меня очень много таких знакомых, которые, как говорится, схватили свой ген.
Если ты талантливый и тебя тяжело накормить, значит, точно еврей. Внешне это такой флер, неуловимая харизма, безусловно, интеллект и юмор, юмор!
Конечно, взрастить в себе еврея можно, иначе не было бы гиюров (обращенных в иудаизм неевреев. – Прим. Sobesednik.ru.). Можно принять эту культуру, и этому есть немало подтверждений. Я таких людей очень уважаю, потому что быть евреем тяжело и сложно. Если нееврей может принять все ограничения, которые существуют в нашей традиции, то я кланяюсь в ноги таким людям.
Когда нееврейская девушка влюбляется в еврейского парня, а тот говорит, что не может на ней жениться, потому что она не еврейка, и она принимает решение перейти в иудаизм, я восхищаюсь этим! Мы можем позволить себе быть светскими евреями, а вот в ее случае она должна быть религиозной еврейкой, иначе она не будет гиюр. Я считаю, что такие люди – герои, потому что берут на себя такую ответственность и такую миссию, которая и многих евреев напрягает. Это дело серьезное.
Конечно, выходить замуж за еврея стоит, – уверена Мария Кац. – Нежнее, ласковее, щедрее и добрее я никого не встречала.
Марк Розовский: Гитлер был зоологическим антисемитом
– Перед вами как раз сидит человек, чья мама не еврейка, но я с самого детства идентифицирую себя евреем, – откровенничает с Sobesednik.ru режиссер. – Моя мама, которая не была еврейкой, всегда поддерживала во мне еврейские корни, которые идут от отца. Отец сидел в сталинских лагерях, и это было тяжелое военное и послевоенное время физической опасности для евреев. Она и моя русская бабушка, Александра Даниловна Губанова, спасали меня, еврейского мальчика.
Я не еврей по всем известным критериям, но, как говорят в анекдоте, бить будут по морде, а не по паспорту!
И в таком состоянии жил не я один. Мама водила меня в Еврейский театр к Михоэлсу, которого потом убили по личному указанию Сталина. В сталинское время быть евреем значило быть жертвой, – напоминает Марк Розовский. – Казалось бы, должно было бы быть наоборот!
Гитлер уничтожал антифашистов, был зоологическим антисемитом, а Сталин не только убил Михоэлса, но и расстрелял Еврейский Антифашистский Комитет, председателем которого тот был. Подчеркиваю, антифашистский!.. Вспомним также так называемое «дело врачей» с еврейскими фамилиями, которых пытали, как в гестапо. Евреев не брали на работу в секретные «ящики», в университеты и институты принимали лишь «процент» от поступающих... Конституция с ее равными правами для всех – нарушалась, — тому сотни тысяч примеров. Бытовой антисемитизм смыкался с государственным – внешне негласным, но в реальности процветающим.
Тогда про национальность говорили: ты не еврей, а советский еврей. Это рождало множество трагикомических ситуаций, – рассказывает Марк Григорьевич. – Мама боялась, что нас разлучат, что я попаду в детский дом – и такая опасность была. Поэтому, как любая птица, которая закрывает птенцов своим крылом, она спасала меня и попросила, чтобы я в 1953 году записался в паспорте греком.
Мой товарищ потом смеялся и шутил, что я единственный еврей в мире, который совершил «путь из евреев в греки». А я добавлял: «Волоком!»
После перестройки из паспорта исчез пятый пункт, который доставлял всем советским евреям много страданий и унижений. Это был нравственный урок безнравственности, – убежден Розовский. – Сегодня мы не переживаем таких коллизий, слава Богу. Я никогда не отказывался от своей еврейской крови. В Израиле есть возможность принять еврейство как таковое: пройти школу, уроки ветхозаветного учения и заявить это свое право на иудаизм. В еврейском религиозном государстве есть такой закон, и я считаю, что это для них правильный закон.