Юрист о войне за фильм "Цой": Повод для иска есть, но к Путину обращаться не стоило
Ирина Тулубьева оценила судебные перспективы сына и отца Виктора Цоя против режиссёра Алексея Учителя
Ведущий юрист в области авторских прав Ирина Тулубьева оценила судебные перспективы сына и отца Виктора Цоя против режиссёра Алексея Учителя.
– Наследники обратились к президенту, но, думаю, это чисто эмоциональное давление. Никто, конечно, на таком уровне не будет вмешиваться, все спорные вопросы такого рода решаются в суде, – сказала Sobesednik.ru госпожа Тулубьева, заметив, что в этой ситуации есть возможности для досудебного урегулирования.
Использование образа Виктора Цоя без разрешения
Шансы: низкие
– Что такое образ Цоя как физического лица? Если мы имеем дело с рисунком, можно говорить об использовании образа. Но если актёр изображает известного человека, но не использует его имя, нарушений нет.
Использование имени и фамилии главного героя
Шансы: высокие
– Если договор с наследниками не был подписан, то эти права могут быть нарушены, и задача наследников доказать это в суде. Основное требование — запрет использования. Моральный вред здесь не может быть большим, речь может идти о достаточно символических суммах. Основания есть.
Использование Алексеем Учителем кадров из собственного документального фильма с участием Цоя
Шансы: низкие
– Режиссёр имеет на это право без дополнительного согласования, даже если у него не было письменного договора с самим Цоем. Второй раз брать согласие на уже созданное и обнародованное произведение не требуется.
Использование музыки группы «Кино» в фильме
Шансы: средние
– По закону требуется брать разрешение у наследников, но есть нюанс: если музыка звучит в фрагментах из уже вышедшего фильма, то режиссёр ничего не нарушил. Он должен заключать договор не с наследниками (обладателями прав на музыкальное произведение), а с самим собой (обладателем прав на аудиовизуальное произведение). На мой взгляд, режиссёр имеет на это право, однако судебная практика здесь бывает разной.