"Охота": "самый обсуждаемый фильм года" о стереотипах, классовой борьбе и трэше
Sobesednik.ru — о том, почему весь мир успел возненавидеть новый фильм Крэйга Зобела, где богачи истребляют бедняков
Sobesednik.ru — о том, почему весь мир успел возненавидеть новый фильм Крэйга Зобела, где богачи истребляют бедняков.
Релиз «Охоты» Крэйга Зобела должен был состояться еще в сентябре 2019 года. Однако после стрельбы в Эль-Пасо и Дейтоне Universal приостановила рекламную кампанию фильма, отложив следом и его выпуск. Дело в том, что на постерах герои Бэтти Гилпин и Айка Баринхолца были изображены с оружием, а сами действия в картине разворачивались вокруг охоты богатых либералов на представителей рабочего класса. Студия сочла, что время для презентации проекта не лучшее.
Тем временем шумиха вокруг фильма продолжала разрастаться. Вскоре «Охоту» уже критиковали не только за пропаганду жестокости на фоне инцидентов со стрельбой, но и за камень в огород консерваторов. На тему последнего в Twitter высказался и президент США Дональд Трамп, который счел картину расистской и популяризирующей насилие. Кроме этого, он был недоволен тем, что в ленте либеральная элита изображена в качестве охотников, а выходцы из рабочего класса и консерваторы были жертвами. «Либеральный Голливуд» же президент назвал расистами, использующими ненависть и гнев в качестве оружия.
В итоге продюсерам ленты пришлось не только думать над новой датой релиза, но и кардинально менять рекламную кампанию — в итоге акцент был смещен на скандал. Исчерпывающе новую пиар-стратегию характеризует слоган из трейлера: «Самый обсуждаемый фильм года, который никто не видел». Создатели, которые уже должны были быть готовы ко всему, хотели выпустить картину в марте 2020 года, но им снова не повезло — вмешался коронавирус. Как мы видим, возможность посмотреть «Самый обсуждаемый фильм…» у нас появилась только в августе этого года и лишь в сети. А представляет из себя картина вот что.
Некие люди общаются в чате: один отправляет забавную (как ему кажется) картинку с черепахой, второй причитает об испорченных выходных, другой — ничего особенного — радуется предстоящей охоте на «отбросов». Тут остальные возмущаются, ведь был договор — не упоминать в переписке о предстоящей «забаве». Сообщения экстренно стираются, а действия тем временем переносятся на борт luxury-самолета. Представители той самой компании преспокойно попивают шампанское, едят икру и набираются сил, как неожиданно к ним врывается мужчина в полуобморочном состоянии. Элита паникует, что вот-вот все будет испорчено. Однако не проходит и пары минут, как со второй попытки несчастного убивают при помощи туфли на шпильке — шариковая ручка, увы, не сработала.
Через несколько кадров мы видим, что похищенный незнакомец был на борту не один — его положили умирать с неизвестной нам блондинкой, которая вместе с десятью товарищами по несчастью вскоре очнется в лесу с бдсм-кляпом во рту. Пытаясь сориентироваться в пространстве, девушка набредает на поляну и видит таких же потерянных людей: один из них вскрывает огромную коробку, где оказываются поросенок и куча стволов. По живым мишеням открывается пальба.
Картинка отсылает прямиком к «Самой опасной игре» 1932 года, «Трудной мишени», «Охоте на пиранью» и «Голодным играм» — да и из названия понятно, что охота в ленте будет вестись, отнюдь, не на свинку. К тому же посредством кадра с глазным яблоком, насаженным на каблук туфли, картина как бы прямо советует зрителю, чтобы тот приготовился к обилию треша. Это, собственно, и происходит. Но наряду с демонстрацией кровавых расправ «Охота» занимается и тем, что ловко обходит шаблонные установки и бесконечно играет со зрителем, беспощадно обманывая его ожидания. Первую четверть фильма, например, картина даже не дает определиться за какого героя болеть — стоит к кому-то приглядеться, как его разрывает на куски или пронзают стрелы.
Однако вскоре фильм дает понять, что он намерен разбавить динамичный аттракцион в виде «игры на выживание» толикой едкого черного юмора. Тут как раз и начинают просачиваться моменты, выдающие почерк Ника Кьюза и Дэймона Линделофа, высмеявших крайне правых в «Хранителях», а также студии Blumhouse, выпустившей «Прочь» и «Судную ночь».
Картина действительно высказывается относительно социально-политических повесток, вот только делает это в двустороннем порядке, не обходя никого. Либералы тут как огня боятся соды с 43 граммами сахара, озабочены сексизмом и гадают стоит ли включить афроамериканца в список жертв, дабы «попасть в стереотипы, чтобы они обнажили предрассудки». Они хотят истребить «отбросов», которые выставляют в сеть фото с убитыми животными и открыто обвиняют их в похищении людей. Особенно ловко представители элиты маневрируют между разговорами о шампанском за 250 тысяч долларов, повести Оруэлла и том, кому предстоит умереть от их рук.
Но не все так просто. Не менее беспощаден фильм и к их противникам, которые высказываются против гомосексуалистов и мигрантов, чихать хотели на экологию, молятся на вторую поправку к Конституции США и утопают в конспирологических теориях — чудом никто не появился в кепке Make America Great Again как Жан Рено в «Пятеро одной крови».
Пронизанный сатирой экшен-триллер при помощи гиперболизации образов остроумно высмеивает обе стороны, и делает это, наверное, даже острее, чем авторы «Хранителей» или тот же Джордан Пил. Но, возвращаясь к разговору о подстрекательствах, стоит сказать, что беспокоят в отношении «Охоты» вовсе не несуществующие провокации. А окутавшие картину поспешные выводы, впадение в крайности и ярлыки, которые коснулись, к слову, не только данного фильма и сегодня, увы, оказываются в ходу чаще, нежели осмысление и анализ.