"Ихтиандр" Владимир Коренев: На съемках несколько раз чуть не лишился жизни

Владимир Коренев стал популярным в 21 год, когда на киноэкраны вышел фильм «Человек-амфибия». 20 июня ему исполняет 80 лет

Фото: Владимир Коренев

Народный артист России Владимир Коренев стал популярным в 21 год, когда на киноэкраны вышел фильм «Человек-амфибия». Роль Ихтиандра прославила актера. 20 июня Владимиру Борисовичу исполняется 80 лет, он сыграл много ролей в кино и в театре, но артиста чаще вспоминают по роли Ихтиандра – наивного юноши с большими голубыми глазами.

С «амфибией» познакомил слепой дядя

На роль Ихтиандра режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев искали актера, обязательно еще не известного, с глазами, в которых «отражались бы море и небо». Пробовали десятки молодых людей, но все было не то. Кстати, один из претендентов даже предлагал режиссерам отдать свою машину «Волгу», чтобы его утвердили. Кто-то подсказал, что в ГИТИСе на последнем курсе учится парень, у которого необычные глаза. Кинематографического опыта тогда у Коренева почти не было – только небольшой эпизод в кинокартине «Жизнь прошла мимо». После проб молодого человека пригласили на роль. Как оказалось потом,  главную роль в жизни актера.

– Меня не обижает, что в кино я стал актером одной роли. Я всегда был больше человеком театра, – признается «Собеседнику» Владимир Коренев. – И если из всех моих картин выстрелила одна – это уже хорошо. Сколько таких актеров, кто снялся в сотне фильмов, а их с трудом вспоминают! Хотя, думаю, успешная кинокартина в начале карьеры – это очень плохо. Конечно, я тогда не понимал, какую славу мне принесет роль Ихтиандра. Это потом, когда фильм вышел в прокат, министр культуры Фурцева назвала его «подарком Министерству финансов».

С фантастическим романом Александра Беляева «Человек-амфибия» Коренев познакомился еще в детстве. Его дядя был от рождения слепым и читал книги на ощупь по системе Брайля. Как-то родственник приехал в гости к Кореневым и остался ночевать в комнате юного Володи. И весь вечер читал вслух мальчику этот роман. Коренев закрывал глаза и представлял себе красавицу Гуттиэре, Ихтиандра, подводный мир. Конечно, мальчик не догадывался, что когда-нибудь окунется в эту сказку. Хотя, что такое море, знал с самого рождения в Севастополе, поскольку отец был контр-адмиралом. Позже семья переехала в Таллин.

– Он появился у нас в школе в классе восьмом-девятом, – вспоминает актриса Лариса Лужина, которая училась с Кореневым в Таллине. – Конечно, в него были влюблены все девчонки, да и я тоже глаз положила. Как-то пригласила его в наш драматический кружок, где мальчиков не хватало. Так он и увлекся актерством.

– Помню, в Таллин приехал один известный артист. Нам с Ларисой учитель дал задание сходить к этому артисту в гостиницу и попросить выступить в нашем театральном кружке, – вспоминает Владимир Борисович. – Волнуясь, мы постучали в дверь номера люкс. Открыла супруга артиста. Мы изложили нашу просьбу. И тут из соседней комнаты раздался знаменитый голос: «Может, прикажете еще в общественном туалете выступить?!» С тех пор этот человек перестал для меня существовать. А для себя я извлек на всю жизнь: нельзя «звездеть».

Костюм изготовили из женских колготок и кинопленки

За месяц до съемок Владимир Коренев и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) брали уроки подводного плавания в ленинградском Институте физкультуры. Потом были съемки в Баку и в Крыму. Народная молва поженила двух красивых актеров, хотя на тот момент Коренев был уже женат на молодой актрисе Алевтине Константиновой, с которой они познакомились в театральном институте. Однажды она приехала на съемки в Баку и увидела, что Вертинская ходит в ее солнечных очках, которые дала супругу перед отъездом. Устроила дикий скандал из ревности. Но артисту удалось доказать, что между ним и партнершей только рабочие отношения.

Актерам пришлось во многих экстремальных съемках играть самим, хотя для работы были привлечены каскадеры.

– Дублер подменял иногда не только в воде, но и на суше. Помните момент, когда Ихтиандр в наручниках разбегается и прыгает со скалы в море? Все снято одним кадром, без монтажа. Так вот, на самом деле бежал-то я, а вот прыгал за меня каскадер Володя Иванов, – рассказывает Коренев. – Несколько раз чуть не лишился жизни. Например, снимали эпизод, когда Ихтиандра на цепи опускают в море. Меня привязали, бросили в воду, а другой конец этой 60-метровой цепи выскользнул из рук матроса и тоже упал в море! Многокилограммовая цепь потащила меня ко дну. Слава Богу, вовремя вытащили из воды.

– Актеры спускались на глубину с аквалангами, – вспоминал режиссер Владимир Чеботарев. – После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актер мог держать воздух, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом мы сделали все подводные съемки.

Однажды снимали сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты (Михаил Козаков). После репетиции Коренева крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю.

– Мотор! Начали! Коренев вырывается, все отлично. Стоп. Снято, – рассказывал Чеботарев. – Подводник, который был рядом, дает ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает. В этот момент находившийся рядом каскадер Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и дает его Володе. Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов с двадцати метров, один раз вдохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас актера.

Владимир Коренев помнит, как замерзал на съемках. Костюм, в котором он снимался, был очень тонким, из материала, из которого делали женские колготки. На него вручную были нашиты леской 10 тысяч чешуек, вырезанных из кинопленки и покрашенных перламутровой краской.

– Костюм промокал моментально, я начинал дрожать, – смеется Коренев. – Когда меня поднимали из воды, надевали шубу, давали кофе с коньяком. Оттаю – и опять в воду сниматься.

«Я не считаю актерство профессией»

– Слава после выхода фильма была сумасшедшая, – вспоминает Владимир Коренев. – Наш подъезд был исписан губной помадой, и мне несколько раз приходилось ремонтировать его за свой счет. Шли мешками не только письма, для которых я приспособил огромную коробку из-под холодильника, но и какие-то посылки, которые мы отправляли обратно. Моей жене было, конечно, тяжело. А мне популярность была приятна, что уж тут лукавить. Но все же вовремя понял, что это не главное в жизни и в профессии.

В 1961 году, уже известным артистом, Коренев пришел в Московский театр имени Станиславского, где работает до сих пор. Однако, несмотря на популярность, получал, как и все молодые артисты,  85 рублей в месяц. Чтобы прокормить жену и дочь, ездил с концертами по стране, порой приходилось выходить на сцену по десять раз в день. Владимиру Борисовичу, конечно, предлагали роли в кино – таких же красавцев-героев, каким был Ихтиандр, но он отказывался. Предпочитал играть характерные роли.

– Я не считаю актерство профессией, это просто удовольствие! – неожиданно заявляет Владимир Коренев. – Так не хочется стареть, потому что хочется посмотреть, что будет потом, лет через пятьдесят.

«Извини, что не голый»

Однажды артисту пришло письмо: «Товарищ Коренев, посылаю вам свое первое письмо. Всего их будет десять. Я сфотографировалась голая и в каждом письме буду вам присылать фрагмент моей фотографии». Актер решил ответить поклоннице: «Никому не отвечаю, но тебе за оригинальность посылаю свою фотографию с автографом. Извини, что на ней я не голый!»

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2020 под заголовком «Ихтиандр как подарок Министерству финансов».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика