Владимир Коренев: Надо взять все лучшее от советской власти

Звезда фильма «Человек-амфибия» рассказал Sobesednik.ru о тернистом пути к славе и своем отношении к советскому прошлому

Фото: Владимир Коренев //

Звезда фильма «Человек-амфибия» рассказал Sobesednik.ru о тернистом пути к славе и своем отношении к советскому прошлому.

20 июня свое 76-летие отметил народный артист России, легенда кинематографа и один из самых красивых актеров советского кино Владимир Борисович Коренев. На его счету около 70 театральных и 50 киноролей. Мировую славу 21-летнему актеру принесла роль в знаменитой картине «Человек-амфибия», где он сыграл Ихтиандра. Смуглый красавец с черными волнистыми волосами и завораживающим разрезом глаз покорил миллионы сердец. Сегодня Владимира Борисовича редко увидишь в сериалах, так как он очень избирательно относится к выбору ролей.

По словам самого актера, для него главное – сохранить благородство, романтизм и любовь к профессии. Sobesednik.ru пообщался с актером и узнал, как юноша из маленького городка покорил мир, почему его поклонница стала членом семьи и с чем приходится сталкиваться молодым актерам.

[:image:]

Владимир Борисович появился на свет в семье морского офицера за год до начала Великой Отечественной войны.

– Мой отец, Борис Леонидович, окончил три академии, в том числе и Академию Генерального штаба, был преподавателем, знал несколько языков, постоянно ездил в командировки по разным странам. Несмотря на то, что он был военным, интересовался искусством и имел артистические способности. У него был абсолютный слух, запросто играл на многих музыкальным инструментах, много читал, разбирался в театре. Всегда одевался с иголочки у лучших портных и умел себя подать. Когда он учился в Севастополе, встретил мою маму, Ольгу Васильевну. Она всегда следовала за отцом, как преданная офицерская жена. Наша семья была счастливой. Взаимоотношения отца и матери стали для меня образцом. Вместе они прожили более 50 лет.

Когда война закончилась, маленькому Володе исполнилось 5 лет.

– Так получилось, что нас как семью военных эвакуировали на Кавказ и мы потеряли связь с отцом. Пришлось пережить страшный голод. Во время войны наш дом разгромила немецкая бомба, и на его месте осталась воронка. После войны отец нас нашел, и его перевели на Дунайскую флотилию в Измаил. Помню 9 мая, когда все были счастливы, ведь на земле воцарился мир. Я видел глаза поседевших матерей, к которым с фронта пришли живые сыновья. Это невозможно забыть. Знаете, люди во время войны очень сплотились. И все отношения были построены прежде всего на человечности, а не на выгоде. Гордился тем, что живу в могучем и великом СССР. Нужно уметь дорожить своей Победой и тем, что мы живем не в военное время.

[:image:]

Владимир Борисович и не подозревал, что станет знаменитым актером. Он был не прочь пойти по стопам отца: любил море, делал модели кораблей и восхищался картинами Айвазовского. По словам самого артиста, в жизнь вмешались обстоятельства.

– Знаете, я верю, что есть основная линия судьбы, которая нас ведет. Кто бы мог подумать, что из маленького городка попаду в Москву, да еще и на актерский факультет. Вскоре отца перевели на Балтийский флот, штаб располагался в Таллине. Там я поступил в драмкружок, где мы изучали все дисциплины, которые преподают в театральном институте. Мы были великолепно подготовлены к экзаменам и стали студентами столичных вузов: Лариса Лужина, Игорь Ясулович, Виталий Коняев. Я же с поступил в ГИТИС и не пожалел. Хорошо, когда у человека еще с детства есть цель. Сейчас многие молодые люди не задумываются об этом, ищут себя и иногда не находят.

Фильм «Человек-амфибия» дал грандиозный старт актерской карьере Владимира Борисовича. В этом году картине исполняется 55 лет. Именно тогда 21-летний актер проснулся знаменитым.

[:image:]

– Сам не знаю, почему меня взяли на эту роль. Видимо, искали новое и незаезженное лицо, которое может на экране быть убедительным. Дело в том, что на мой дипломный спектакль «Ночь ошибок» пришла ассистент режиссера готовящейся картины. Ей приглянулся мой наивный персонаж. Признаюсь, что на роль пробовались и знаменитые актеры, но об этом не очень этично говорить. В нашем фильме собралась прекрасная команда: красавец Михаил Козаков, молодая Настя Вертинская, великий Николай Симонов. Картина была принята с успехом (лидер советского кинопроката 1962 года – 65 млн зрителей. – Авт.).

Фильм получился захватывающим и очень красивым, актеры каждый день после съемок учились плавать вместе с тренером.

– Днем мы снимались в павильонах «Ленфильма», потом ехали в Институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, где нас готовили к подводным съемкам. У меня был специальный эластичный костюм, к которому были пришиты чешуйки. Многое делал сам, в самых сложных моментах помогал дублер. Чтобы меня не выбрасывало из воды, на мне были ботинки со свинцовыми накладками и свинцовый пояс. Рядом с оператором находился страховщик. Когда не хватало воздуха, я поднимал руку, тогда он мне протягивал в рот загубник (деталь акваланга для удержания воздушного шланга во рту. – Авт.).

[:image:]

После выхода «Человека-амфибии» Владимира Коренева признали первым красавцем Советского Союза. Тысячи писем приходили с признанием в любви от поклонниц.

– Конечно, не ожидал, что на меня обрушится такая популярность. Не знал, куда складывать письма, поэтому пришлось на лестничной площадке поставить для них коробку из-под холодильника. Кстати, сейчас до сих пор приходят письма. Приятно, когда относятся с симпатией и почти каждый день с тобой здороваются на улице, тогда становится понятно, что наша работа кому-то нужна.

– Одна из поклонниц даже стала членом нашей семьи, – продолжает народный артист. – Однажды она дежурила возле моего театра. Спросил, почему она здесь стоит. Оказывается, Валя приехала из Караганды, устроилась на работу в какой-то совхоз в Подмосковье, чтобы ходить на мои спектакли. Тогда я ее позвал на чай, а моя жена Алевтина Константиновна предложила ей нянчиться с нашей дочерью, которая вот-вот родится. Валя прожила с нами около пяти лет, ничего не требовала. До сих пор созваниваемся, помогаем друг другу. Ведь у нее никого нет.

[:image:]

Мы поинтересовались у актера, как относилась его супруга к поклонницам.

– Жена у меня, конечно, ревнивая (улыбается). Между тем она очень мудрая женщина и все воспринимала спокойно. Понимала, что от нее никуда не денусь и что лучше нее для меня никого нет.

Как известно, двум актерам сложно ужиться в одной семье. Несмотря на то, что Владимир Борисович и его супруга – артисты, они прожили в браке более 50 лет. По словам Коренева, профессиональные отношения не сказываются на его семейной жизни.

– С Алевтиной мы познакомились в ГИТИСе. Как-то к нам пришла ассистент режиссера с «Мосфильма» и пригласила на пробы в разные картины. Пока мы ее ждали, общались. И видимо, так хорошо пообщались, что потом уже не расставались. Три года дружили, потом поженились.

В 1966 году у пары родилась дочь Ирина (актриса Театра им. Станиславского. – Авт.).

[:image:]

– Дочь служит в нашем театре. Она замечательная актриса, горжусь ею. Знаете, я не был против, чтобы Ира пошла в артистки. Ведь она выросла за кулисами и практически с самого детства находилась в актерской среде. Также у меня есть взрослый внук Егор, который учится в Высшей школе экономики. У него есть своя семья.

Несмотря на свой плотный график, актер находит время для отдыха. Свободные часы он любит проводить на даче вместе с семьей.

– Свой день рождения по традиции буду отмечать с близкими, и скорее всего за городом. Знаете, раньше постоянно торопил время, думал, скорее бы пролетела неделя, чтобы, например, посмотреть долгожданный футбольный матч или что-то подобное. С возрастом понял, что не нужно никуда бежать. Каждый день должен быть основательно наполнен чем-то полезным. Нужно наслаждаться каждой минутой, что многие не замечают в молодости. В жизни я больше всего ценю обычные человеческие радости: семья, дети, друзья, здоровье, природа, любимая работа, новые проекты. Еще люблю готовить. У меня целая полка различных книжек по кулинарии. Постоянно пробую новые рецепты. Смело могу сварить борщ (смеется).

Вот уже около 12 лет Владимир Борисович был профессором, художественным руководителем факультета театрального искусства ИГУМО (Институт гуманитарного образования. – Авт.), который сам создал.

[:image:]

– Это чрезвычайно интересная и увлекательная работа. Еще Петр Наумович Фоменко (педагог, режиссер, создал 60 спектаклей как в России, так и за границей. Для его режиссерской манеры характерны богатая фантазия и парадоксальность мышления. Фоменко не стало в 2012 году. – Авт.) сказал: «В своей работе начинаешь понимать именно тогда, когда преподаешь». Мы с ребятами тщательно проходим каждый этап обучения. И конечно, как преподаватель привыкаю к ним, помогаю.

Артист сетует на то, что студенты перестали читать книжки.

– Они не хуже нас. Кто-то трудолюбив, кто-то ленится. Так было всегда. Правда, когда мы учились в институте, то боялись потерять свое место. Нам было важно выучиться, а нынешняя молодежь к этому легче относится. Только мы все-таки читали, а их книги не интересуют. Чтение давало нам пищу для размышлений, открывало двери во взрослую жизнь. Кстати, с самого студенчества собираю свою библиотеку, где практически вся русская классика, труды по философии, эстетике. За 50 лет у меня набралось более 3000 книг. Уже все полки заполнены в квартире и на даче.

Коренев надеется, что в современное образование придет именно воспитание, которое было утрачено.

[:image:]

– Мы не только получали знания. Педагоги еще занимались и нашей душой. А сейчас это все называют образовательными услугами и продают как товар, не вкладывая душу. Не могу слышать этих слов. Как можно продавать образование? Поэтому и получаются такие врачи, к которым страшно ходить, такие актеры, на которых не хочется смотреть.

– Раньше уважали человека труда, а не героя с миллионами в кармане, как теперь, – продолжает Владимир Борисович. – Для нас кумирами были люди, которые своим трудом внесли вклад в жизнь общества, например врачи, космонавты, актеры. Сейчас коммерциализация вошла не только в образование, но и в искусство. Она пришла к нам с Запада, где все рассматривается с точки зрения денег. Для меня искусство – это светская форма религии. Оно занимается тем же, что и церковь, работает с человеческой душой. Если искусство заключается в развлечении, то это все делается ради денег. Начинается деградация, люди получают искривленное представление о жизни.Россия – великая страна. Наши недоброжелатели понимают, что с нами невозможно справиться, так как у нас есть мощная армия. Поэтому они пытаются разрушить нашу культуру.

Владимир Борисович поведал нам о том, что молодым актерам приходится несладко:

– Когда мы с Алевтиной поженились, то жили в декорационном сарае при театре. У нас были маленькие зарплаты, но мы были счастливы, потому что тогда в театр стоило идти за искусством. Собралась потрясающая труппа: Евгений Леонов, Георгий Бурков, Лиза Никищихина, Евгений Урбанский. Всем 11 актерам, которые пришли в театр, со временем государство выдало квартиры. А сейчас, чтобы молодой актер получил жилье, ему надо долго работать, ведь оно стоит баснословных затрат. Многим артистам не хватает денег, чтобы снять свой угол и прожить хотя бы месяц в столице. Развалив Советский Союз, не надо разрушать сущность его социальной политики, направленной на людей. Надо взять все лучшее от советской власти.

[:image:]

Коренев верит, что наше общество все-таки сплотится:

– Помню, какой был всплеск патриотизма, когда вернули Крым. А 9 мая творится что-то невероятное: ленточки, «бессмертный полк», мероприятия. К сожалению, это только раз в год. Но как раз эти, скажем так, акции и объединяют общество. Его надо воспитывать именно в таком ключе, а именно – любви к Родине. Верю в великое будущее нашей страны.

Фото в статье: Андрей Струнин, Наталья Логинова, Михаил Фомичев, Олег Пекарский, Ruskino.ru

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика