Фото с историей. Из Збруева не получилось старика
Легендарный фотограф Валерий Плотников продолжает рассказывать Sobesednik.ru о своих съемках разных лет
Легендарный фотограф Валерий Плотников продолжает рассказывать Sobesednik.ru о своих съемках разных лет.
– Глядя на эту фотографию, я вдруг вспомнил, что когда-то не только снимал, но даже был дружен с частью великих мхатовских стариков. Так называли Михаила Яншина, Ольгу Андровскую, Анатолия Кторова – великие были актеры. Саша Збруев на этой фотографии (конец 80-х) молод, почти так же молод он и сейчас, хотя уже достиг возраста тех великих. Он настолько крепок и органичен по своей, скажем так, архитектуре, это потрясающе! Не могу сказать, что он остается вне времени, но он не стареет – он взрослеет, и то не торопясь. Не получилось из него старика, да и у Ленкома не сложилось со стариками. Нет их уже, ушли.
Я дорожу нашими с Сашей отношениями – они замечательные, просто человеческие и с работой никак не связанные. Хотя снимал я его много. У меня есть его фотографии еще времен «Гамлета»! Кто сейчас помнит, что Збруев, Янковский и Абдулов с Инной Чуриковой играли в спектакле «Гамлет», который ставил Глеб Панфилов?
Саша там играл Клавдия. В те времена мы еще не были так хорошо и близко дружны, как сегодня. Но он всегда был удивительно мне симпатичен. Я бы рискнул сказать, что он очень отличался от всей звездной части ленкомовской труппы, хотя давным-давно и сам звезда. Отличался, потому что в нем всегда была какая-то тихая интеллигентность и естественность. Это были врожденные качества. А ведь Саша Збруев отца своего не знал никогда. Потому что отец был расстрелян до того, как Саша успел родиться.
Меня безумно расстраивает, что у Саши так и не было своего режиссера и своей актерской темы, что, за редким исключением, он играл в каких-то фильмах, где ему приходилось комиковать. Мне, например, не нравится фильм «Ты у меня одна», хотя я знаю, что народ очень его любит и любит Сашу в нем. Но мне представляется, что уровень Саши – это что-нибудь из Льва Толстого или Чехова. Это знаю я, знают театралы. Но публика, которая его обожает по кино- и телеэкрану, к сожалению, не знает Збруева как глубокого серьезного человека и актера.
Этот снимок сделан в чудное время, когда все мы были молоды и удивительно счастливы. Тогда Ленком приехал на гастроли в Ригу, ну, а жили мы все под Ригой – в Юрмале. Меня приютил тогда в своем люксе юрмальского отеля Коля Караченцов. Мы с ним по утрам, помню, выходили на пробежку. Саше же было не до пробежек, но это уже его личная история, – ставит на паузу воспоминания Валерий Плотников (Александр Збруев был в Юрмале с Еленой Шаниной, и эту историю любви знают очень многие. – Прим. ред).
– Елену Шанину невозможно забыть в роли Кончиты в «Юноне и Авось». Ну, и стерва-медсестра в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки» – тоже весьма убедительная ее роль. Елена всегда сияла, у нее такие глаза – как в песне Таривердиева на стихи Поженяна поется: «У тебя такие глаза, будто в каждом по два зрачка, как у самых новых машин... у тебя двойные глаза». Они излучают как будто бы двойной свет. А тут еще и с Сашей любовь. Я не был, как говорится, в теме, у меня у самого тогда голова ходила кругами и на чужие романы я не обращал внимания. Но видимо, внутренне почувствовал их состояние, и на этой фотографии, которую я очень люблю, глубина их чувства, мне кажется, очевидна. Не сюсюканье, не интрижка, а всё по-настоящему. Эта фотография, только большая, висит теперь у Тани Збруевой, их общей дочери, в гримерке Ленкома.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №05-2020 под заголовком «Из Збруева не получилось старика».