Карен Шахназаров ограничит показ кинохитов "Мосфильма" на телеканалах
Гендиректор «Мосфильма» рассказал в эксклюзивном интервью Sobesednik.ru о новом телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция»
Гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров рассказал в эксклюзивном интервью Sobesednik.ru о новом телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция», где будут транслироваться картины производства легендарной студии.
«Ирония судьбы» не для всех
На днях стало известно, что «Мосфильм» совместно с Всероссийской государственной телерадиовещательной компанией (ВГТРК) запустит свой телеканал с 1 сентября. Правда, Карен Георгиевич признается, что теперь не до конца уверен в дате начале вещания.
– С этой сложившейся ситуацией во всем мире… Не знаю, насколько нам удастся уложиться в сроки, – рассказал Шахназаров корреспонденту Sobesednik.ru.
– Карен Георгиевич, зачем же вам нужен собственный телеканал? Картины киностудии «Мосфильм» и так часто показывают по телевидению.
– Имея такую коллекцию, грех не открыть свой канал. Мы делаем большую работу по реставрации кинокартин, которые будем показывать у нас. В дальнейшем рассчитываем, что этот канал будет развиваться, и не только на старых фильмах.
Кстати, девять лет назад мы стали первой в мире киностудией, которая открыла свой канал на YouTube. И он стал очень успешным. Меня тоже спрашивали в свое время: зачем вы это делаете? А у нас больше 300 миллионов просмотров в год! Это, между прочим, в шесть раз больше, чем число зрителей, которые приходят в кинотеатры Российской Федерации. Причем у нас аудитория не только из России, но и со всего мира. Просмотров из Америки по 150 тысяч в неделю. Ведь многие наши картины оснащены английскими субтитрами. К сожалению, пока не все. Потому что мы делаем это на свои деньги, у нас нет государственной поддержки на это направление…
А свой телеканал – идея хорошая, мне она нравится. Конечно, нам поможет ВГТРК, потому что подобного опыта у нас пока нет. Я рассчитываю, что это будет интересно.
– Значит ли это, что киношедевры «Мосфильма» – «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Любовь и голуби», не будут идти параллельно на других каналах?
– Конечно, на каких-то каналах, например, кабельных, может быть, мы не будем показывать, оставим на центральных…
На самом деле, центральные каналы не показывают в массовом порядке наши фильмы, они выбирают так называемые «сливки». 20-30 картин они транслируют. А мы как раз хотим, чтобы у нас шли все картины, и те, которые, к сожалению, ныне забыты. Причем они в очень хорошем качестве. Вот мы и хотели, чтобы истинные любители кино смотрели у нас разные фильмы, а не только хиты.
Пакет фильмов поделен между «Первым каналом» и ВГТРК
– Уже несколько лет в сетях кабельных и спутниковых операторов работает «Дом кино», который позиционирует себя как главный киноканал страны и весь день показывает старые советские фильмы. В том числе и производства студии «Мосфильм». Будете с ним бороться за зрителя?
– Естественно, в этой ситуации мы откажемся предоставлять им наши фильмы. Мы с ними сотрудничали долго, успешно. Но в этой ситуации…
Если мы основываем свой канал, то, конечно, основной контент будет у нас. Но, думаю, мы найдем с ними возможности для сотрудничества.
– Получается, что теперь «Первый» и ВГТРК конкурируют посредством и тематических киноканалов: «Дом кино» открывал «Первый канал. Всемирная сеть», а «Мосфильм. Золотая коллекция» – ваш совместный проект с ВГТРК...
– Я не знаю, в чем тут может быть конкуренция. Мы же не передаем себя ВГТРК. Да, они нам помогают, поскольку у нас нет опыта. Я не вижу тут подводных течений.
Мы всегда старались не вмешиваться во взаимоотношения телеканалов и предоставляем им картины равномерно. У нас даже пакет кинохитов поделен пополам между этими телекомпаниями. Так что с нашей стороны не было никаких приоритетов. Порой мы даже упускали собственные интересы, потому что понимали: это два канала, которые обеспечивают основную концепцию страны.
– Планируете на канале «Мосфильма» показывать какие-то передачи, ток-шоу или только фильмы?
– Хорошая идея. Посмотрим. Если канал будет хорошо развиваться, то, возможно, расширим диапазон. Пока рано об этом говорить.
Почему актерам не платят за показы кинохитов?
– Карен Георгиевич, планируются ли какие-то денежные отчисления авторам фильмов?
– «Мосфильм» – единственная в России студия, которая производит отчисления авторам. В нашей стране закона об авторском праве в кино нет! Он так и не принят. И мы это делаем, в определенной степени нарушая законодательство. С показов на центральных каналах мы отчисляем проценты режиссерам, сценаристам и другим создателям картины. Но делаем это исключительно на добровольных началах.
– То есть, например, вдова режиссера Леонида Гайдая, фильмы которого до сих пор популярны, получает такие отчисления?
– Нет, вдова не получает, потому что в авторскую группу фильмов вообще не входит. Но поверьте, мы помогаем вдове Леонида Иовича.
– Значит, актеры отчисления не получают?
– А они во всем в мире не входят в авторскую группу. Очень мало стран, где есть такое. Актер, как правило, когда снимается, заключает контракт. И там они могут с продюсером записать себе долю с доходов. В Америке такое бывает, актеры могут отказаться от части гонораров, чтобы потом получать проценты от доходов. И он может получать хорошие деньги. Если, конечно, картина будет иметь успех у зрителя, а этого не угадаешь. Поэтому подобное встречается редко. А в нашем кино такого не было.
Вдова Караченцова: Одни обогащаются, другие работают
– Да не правильно это! Артист – выразитель мысли сценариста и режиссера. Ну, разве могут фильмы Гайдая существовать без, например, Андрея Миронова или Анатолия Папанова?! – возмущается отсутствием отчислений актерам за показы фильмов с их участием Людмила Поргина, вдова Николая Караченцова, который снялся во многих фильмах киностудии «Мосфильм». – Получается, кто-то обогащается, а кто-то бесконечно работает, работает! Многие из тех, кто снимался в картинах «Мосфильма», сейчас пожилые люди, которые уже практически не в состоянии работать. Да и фильмов сейчас снимается намного меньше, чем в советское время. Разговариваю с молодежью, а они даже не знают, что у нас есть свой кинематограф. Это очень грустно!
Если говорить об отчислениях с показов, я считаю, что обязательно должны учитывать хотя бы исполнителей главных героев фильмов. Если эти артисты ушли из жизни, то остались их семьи, которым тоже нужна помощь. А время сейчас очень сложное – катастрофически падает экономика. Кто-то вообще остался без работы. Мне кажется, творческий человек должен думать не только о себе, но и о тех, кто остался в беде. Мы же не можем сравнить доходы артистов Голливуда со ставками наших актеров. Там – один раз снялся и можешь на эти деньги прожить всю жизнь. А у нас: снялся в ста фильмах – и это не значит, что твоя жизнь обеспечена! Наше законодательство не защищает творческих работников, у нас нет прав. Когда я смотрю, как умирают наши актеры в нищете… О чем тут говорить?!