Серебренников в стране "Петровых в гриппе": синий троллейбус едет до конечной
Кирилл Серебренников выпустил в «Гоголь-центре» новый спектакль «Петровы в гриппе» и одновременно закончил съемки фильма
Кирилл Серебренников выпустил в «Гоголь-центре» новый спектакль «Петровы в гриппе». И одновременно закончил съемки фильма с тем же названием с Чулпан Хаматовой и Семеном Серзиным.
Предыдущие «дуплеты» Серебренникова («Изображая жертву» и «(М)ученик» тоже выходили на сцене и на экране) были громкими и успешными, и «Петровы», уже ясно, будут такими же, хотя в этот раз работать режиссеру приходится буквально по ночам, потому что с утра до вечера он вынужден сидеть в суде, где его судят уже по третьему заходу. Этот издевательский процесс всякому нормальному человеку кажется таким же нескончаемым позорным адским мороком, как и тот, в котором оказались персонажи «Петровых в гриппе».
«Гоголь-центр» давно уже стал самым притягательным пространством театральной Москвы. На спектакли и тем более премьеры приходит вся столичная богема. В основе и спектакля, и фильма – роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», ставший сенсацией года три назад. Серебренников написал киносценарий (еще во время домашнего ареста) и отдал его режиссеру Антону Федорову для работы над постановкой.
Это история нескольких новогодних дней автослесаря Петрова (Семен Штейнберг) и его семьи и одновременно череда лет от 1980-х до 2000-х. Просто Петровы заболели гриппом, и в их горячечном сознании перемешались времена и события, нынешние, прошлые. Перемешались обыденная реальность и бред, который зрителем из России конечно же тоже опознается как реальность.
Место действия – синий троллейбус, который едет то по обычному маршруту, то в морг. Троллейбус оказывается и библиотекой, и ДК, и квартирой Петровых. Там убивают, любят, пьют, крадут трупы, лечатся, поют, воспитывают детей, спорят, все время хотят супа, несут тошнотворную чушь и читают Бродского (ну а как без?). Время движется не линейно, а как в калейдоскопе, на экране домашних теликов то Горбачев, то Ельцин, то Брежнев. И в общем неважным оказывается, о каком именно десятилетии сейчас бредит наш гриппозный коллективный Петров – нет между ними особых отличий (разве что размер новогодней ёлки, которая в детстве всегда кажется нам гигантской), все одна и та же галлюциногенная каша. «Что вы проходите в школе? – спрашивает участковая врачиха ребенка Петровых. – Не помнишь, что ли?! Эх ты. А я хорошо помню – и Павлика Морозова, и Зою Космодемьянскую».
Это история существования нескольких поколений всех нас, Петровых, история, которую мы не особенно-то осознаем, потому что проживаем ее, как в бреду. Да она и есть бред.
И новый фильм Серебренникова, и спектакль «Гоголь-центра» дадут нам возможность увидеть себя со стороны и, возможно, даже увидеть смысл в своей жизни.
«Очень редко появляются книги, которые немедленно хочется поставить в театре или снять по ним кино. Роман Сальникова – именно тот случай», – говорит Кирилл Серебренников.
Фильм выйдет в этом году.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2020 под заголовком «Серебренников в стране Петровых».