Деньги в тумане, или Авгиевы конюшни госзаказа на кино
Видавшая виды Счетная палата, изучив механизм получения киносообществом госсубсидий, похоже, немало удивлена
Видавшая виды Счетная палата, изучив механизм получения киносообществом госсубсидий, похоже, немало удивлена. Механизм окутан не только субъективностью и раздачей денег себе и друзьям, но и туманом, таким же загадочным, как в нетленке Юрия Норштейна.
«Собеседник» в свое время пытался разобраться в нюансах распределения денег, но в Фонде кино оказалось невозможно получить информацию о том, какой продюсер под какой проект сколько миллионов получает. Питчинги, на которых представляют будущие проекты, – пожалуйста, открыты, а вот результаты с суммами – военная тайна, которую в фонде объясняют договоренностью киносообщества. Очень странно, учитывая, что деньги – не частные, а государственные.
Кратко вердикт Счетной палаты в отношении распределения госденег в кино можно обозначить двумя словами: авгиевы конюшни.
Во-первых, за два последних года в экспертных советах состояли люди, которые одновременно претендовали на деньги и получали их. Под подозрение попал, в частности, «Союзмультфильм». На студии уже заверили, что представители производителя мультиков тогда в голосовании не участвовали, но документов, бюллетеней и протоколов голосования, подтверждающих это, Счетной палате найти не удалось. Более того, обнаружилось, что голосовать эксперты могут... устно или по телефону.
Во-вторых, Счетная палата усомнилась в компетентности даже тех экспертов, у которых при голосовании не было конфликта интересов. Точнее, в том, что у них было достаточно информации о проектах, в отношении которых они должны были принять решение. И это тоже похоже на правду.
В-третьих, не учитывается успешность в прокате предыдущих проектов заявителей. По этому вопросу как раз возможна дискуссия: должно ли государство поддерживать только масскульт или все-таки стоит иногда поступиться частью дохода, если уровень картины/режиссера высок.
Самое интересное открытие – то, что до 60% бюджетных денег продюсеры переводят на счета мелких компаний, зачастую не обязанных предоставлять отчетность. В том числе в кипрские офшоры.
Рекомендации Счетной палаты – это куда мягче, чем заказной наезд по типу дела Серебренникова. И все же представители индустрии теперь вряд ли будут чувствовать себя столь же комфортно, как раньше, когда на вопросы журналистов можно было сказать: «Мы эту информацию не предоставляем». Критерии предоставления господдержки нельзя сделать полностью объективными, но информация о том, кто, кому и сколько раздает, совершенно точно должна быть прозрачной.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №42-2019 под заголовком «Деньги в тумане».