Культурные нормативы для школьников: Минкульт то жмет на газ, то дергает стоп-кран
Список произведений, рекомендованных к изучению школьникам, наделал шуму наличием в нем рок-музыки — и загадочно исчез
С сайта министерства культуры загадочно исчез список рекомендованных произведений для самостоятельного изучения школьниками. Страсти вокруг «культурных нормативов», о которых нужно будет отчитываться в спецдневниках, продолжаются.
Два ведомства — Минкульт и Минпросвещения — разработали Методические указания размером 203 страницы, из них список произведений искусства — почти 80 страниц. Для разных классов в разных разделах: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература», «Архитектура», «Кинематограф», «Театр», «Народное искусство».
Школьникам предлагалось, помимо основной школьной программы, смотреть, читать и слушать довольно увесистый массив культурной информации. Впрочем, разработчики оговариваются, что необходимый минимум можно отобрать на местах. Смысл норматива до сих пор непонятен: то ли это обязаловка, за которую нужно будет отчитываться в дневнике, то ли все-таки наслаждаться можно добровольно.
Старшим классам, например, рекомендовано ознакомиться с народными музыкальными инструментами — бубном ратным и бубном скоморошеским, пастушеским барабаном, с такими ансамблями, как хор курских дудареев и ансамбль травяных дудок, с движениями народного танца «веревочка» и «косыночка». Просмотром фильма «17 мгновений весны» могут отстреляться школьники 5–8 классов. Зато 9–11 классам методисты дозволили смотреть «Возвращение» Звягинцева. Всего в списке для старшеклассников 174 киноленты, из них 115 отечественных. Даже за прочтение самого этого списка можно ставить зачет по чтению.
Самое любопытное — музыка. Наряду с множеством классиков (буквально засилье Рахманинова, Бизе и Дебюсси) — несколько рок-хитов: Nirvana — «Smells Like Teen Spirit», Элвис Пресли — «Jailhouse Rock», The Beatles — «All You Need Is Love», Queen — «Bohemian Rhapsody», Pink Floyd — «Money», а еще Высоцкий — «Я не люблю», Макаревич аж с двумя песнями — «Солнечный остров» («Ты или я») и «Марионетки», Цой — «Перемен», «Наутилус» — «Скованные одной цепью».
Тут-то, возможно, и порылась собака. Экспертная выборка вряд ли порадовала несгибаемого идеолога Мединского. Хотя фильмы про войну там есть, и немало, глава Минкульта часто предпочитает воспитывать страну методом «непущания»: благородно огораживает от того, что не вписывается в его личные представления о правильных ценностях. Правда в том, что воспитать в своем стиле поколение на свободолюбивых рок-гимнах и фильмах у него вряд ли получится.
Впрочем, из этой затеи вряд ли вообще получится хоть что-нибудь. А если получится, то совсем даже и обратное. Так что Владимиру Ростиславовичу в любом случае не стоит нервничать, что молодежь подсядет на песни, которые перевернули жизнь страны в конце 80-х. Попадание в список «внеклассного прослушивания» как раз наоборот эти песни нейтрализует, превращает в системные, «зашкваристые».
Если школьнику по душе рэп, он будет слушать рэп. Туда, где рождается то, что будет двигать масс-культуру в будущем, ни методист, ни уж тем более министр сейчас даже и не пролезет, а если и пролезет, сочтет это невнятной временной подвальной субкультуркой, которую нужно срочно закидать Шопеном и Бетховеном, иначе быть беде.
А между тем любой подросток, у которого торчат в ушах беспроводные наушники, двигает культуру дальше, и любая методичка с указаниями на этом фоне — макулатура. У методички единственный, но огромный недостаток: она НЕ АВТОРИТЕТНА. Песни становятся гимнами не через чиновничьи списки. Тех, кто слушал «Марионеток», «Перемен», «Скованных», битлов и «Нирвану», кто смотрел Тарковского, который, конечно, тоже есть в списках, изо всех щелей пичкали полным собранием сочинений Ленина. Но у них хватило ума и вкуса отобрать для себя важное и достойное.
Вся эта идея, если она вообще будет реализована, превратится в сухую и скучную формальность. Школьникам вполне хватает обязательной программы для того, чтобы погрузиться в основы литературы и искусства. У них еще физика, химия, история и куча всего остального. Остальной выбор пусть они делают сами. Или с помощью родителей. Или не делают никакого. Это вопрос вкусов и желаний. А то неровен час лет через 30–50 какие-нибудь будущие эксперты так же будут заставлять детей включать гаджеты старого образца, заходить в запылившийся, давно уже мертвый к тому моменту фейсбук или инстаграм, чтобы познать культуру интерактивного общения начала XXI века. Причем кому-то из них это действительно будет интересно. Но далеко не всем и не через «не хочу».