Михаил Боярский: Жена руководит мною всю жизнь, теперь будет это делать с другими
Актриса Лариса Луппиан, супруга Михаила Боярского, стала художественным руководителем питерского Театра имени Ленсовета
Актриса Лариса Луппиан, супруга Михаила Боярского, стала художественным руководителем питерского Театра имени Ленсовета. Такое неожиданное назначение удивило многих.
Некоторые представители творческой интеллигенции недоумевают: ведь Луппиан никогда труппой не руководила, хотя на сцене Театра имени Ленсовета играет уже более сорока лет. В частной беседе с «Собеседником» питерские артисты улыбаются: «Неудивительно, ведь сын Луппиан и Боярского Сергей – депутат Государственной думы. А сам Михаил Сергеевич – доверенное лицо Путина». Только вот публично обсуждать это мало кто желает. «Я не хочу ссориться с этой семьей», – честно призналась нам одна известная питерская актриса.
– Это назначение странное, – комментирует артист из Санкт-Петербурга Борис Смолкин. – И больше всего мне странно, что Лариса согласилась. Все-таки это разные профессии – артист и художественный руководитель. Например, боцман и капитан корабля – тоже разные ведь профессии, согласитесь. Наверное, в этом есть какое-то искушение, но… В нашем возрасте очень трудно соответствовать тому, что происходит в сегодняшнем театре, сложно не скатиться в какой-то консерватизм. Я понимаю, Лариса в Театре Ленсовета много лет отработала, но ведь работала артистом. Если я буду директором Эрмитажа, от этого ведь не стану художником.
Михаил Боярский, наоборот, верит, что у жены все получится. Он и сам в свое время начинал карьеру на сцене Ленсовета.
– Это еще один экзамен для меня. Лариса руководит мною всю жизнь, а теперь и в творческом плане будет это делать с другими, – поделился с «Собеседником» Михаил Сергеевич. – Она – ученица режиссера Игоря Петровича Владимирова, который много лет руководил нашим театром, она знает всё и всех в этом коллективе и исповедует принципы своего учителя. Надеюсь, Лариса продолжит его дело. Я только ЗА такое назначение. Мне тоже предлагали возглавить этот театр, но не рискнул взять на себя такую ответственность. Лариса в этом плане более прагматичный человек. Думаю, она сделает все, чтобы ее работа, работа театра была успешной.
– Может, теперь вы в качестве режиссера сможете что-то поставить на этой сцене или увидим вас в новой театральной роли?
– Что-то ставить не рискну, потому что не считаю себя профессиональным режиссером. Я – драматический артист. Да и участвовать в спектаклях этого театра тоже пока не планирую.
А вот сама Лариса Луппиан все-таки надеется, что скоро выйдет вместе с мужем на сцену своего театра. К 70-летию Боярского здесь готовят спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Этот милый старый дом», где супруги сыграют главные роли.
– Для меня самой это назначение стало неожиданностью, – призналась «Собеседнику» Лариса. – Три раза мне делали это предложение, думали, кто же может возглавить театр. Были разные варианты. Мы с Мишей ходили в комитет по культуре, советовались. Но сама я к этому всерьез не относилась. Мы были уверены, что найдем кого-то со стороны. Но все как-то не удавалось, что-то в кандидатах не устраивало. Помните: «Если бы нос Ивана Ивановича да приставить к лицу Ивана Никифоровича…»? Художественный руководитель – это ведь немного другая профессия, нежели режиссер. Настоящие, большие режиссеры сейчас не хотят связывать себя постоянной работой в одном театре. После ухода Юрия Бутусова, который возглавлял наш театр, мы полтора года жили без руководителя. И вот наши городские власти решили, что нужно взять человека из самого Театра имени Ленсовета.
– Лариса, говорят, что ваш сын поучаствовал в этом назначении?
– Такие разговоры могу назвать бредом. Для Сергея это стало такой же новостью, как и для моей дочери и мужа. Признаюсь, мне это было нужно меньше всего. Но я люблю наш театр, много лет там работаю, знаю все его потребности. Воспринимаю это назначение как свой долг перед театром. Мне, конечно, будет очень тяжело, страшно. Я по жизни привыкла все брать на себя, но сама не умею ставить спектакли. Могу только выбирать тех режиссеров, которые будут подходить нашему театру. Получается, я как бы проводник между труппой, интересами зрителей и режиссерами. Самое главное – не ошибиться.
– Помнится, Юрий Бутусов ушел из театра из-за конфликта с директором. Не боитесь тоже поссориться?
– Да, такое было, но я мало знаю об этом. Единственное, что могу точно сказать: наш директор всячески помогал Бутусову. Не знаю, как Юрий мог на него обижаться! Бутусов у нас выпустил девять спектаклей, и директор не сопротивлялся этому. Для меня непонятно, на чем там основана вражда. Я же лично стараюсь, чтобы у меня были со всеми хорошие отношения. Пока занимаюсь оформлением документов, это такое хлопотливое дело. Собираю разную информацию. Просыпаюсь в семь утра и думаю: «Что делать?! Зачем на это согласилась?!» Я последние пять лет сидела дома, занималась внуками, ничего не делала. Была готова уже расстаться с профессией, с театром. Все-таки и возраст уже. Но это предложение приняла как знак судьбы. Я – человек смелый. Мне кажется, лучше сделать, а потом пожалеть, чем не сделать и пожалеть.
– Будете привлекать членов вашей семьи? У вас же и муж известный артист, и дочь Елизавета, и зять – Максим Матвеев…
– Я считаю, это некорректно по отношению к театру, где много хороших артистов. И сама сосредоточусь на работе руководителя, а не на дальнейшей актерской карьере.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Михаил Боярский: Жена руководит мною всю жизнь, теперь будет это делать с другими».